Сегодняшнее Евангельское чтение передаёт нам одну из этих увещевательных притч. Христос Спаситель, богатого человека называет – безумцем, но неужели богатство – это грех? Ведь ветхозаветный патриарх Авраам был богатым человеком, да и пророк Моисей не был нищим скитальцем. Исаак и Иаков имели свои стада и слуг. Царь Давид обладал огромными богатствами, а его сын Соломон преумножил их и стал притчей во языцех, благодаря не только своей мудрости но и богатству.
Так почему же Господь, в притче, называет богатого – безумцем? Всё потому, что богач неправильно использовал своё благосостояние. Но что из себя представляет богатство? Взял, попользовался и отдал, оставив другому. Ведь мы с собой ничего не возьмём из этой временной непостоянной жизни. Вместе с тем Спаситель внушал слушателям не гасить свет, полученный ими, но хранить этот великий свет, который озаряет путь их собственной жизни, а также и души всех окружающих Его.
Произнесением, при всей своей краткости, богатой значением притчи и при том без всякого объяснения, Иисус завлекает внимание слушателей: «у одного богатого человека был хороший урожай в поле» (Лк.,12:16). Трудолюбивый фермер проводит пред посевную подготовку сельскохозяйственных культур; проводит посев; уход за посадками; и наконец, получает сбор урожая. Из года в год и раз за разом, соблюдая определенные технологии, получает от этого немаловажного труда, навыки в работе. Когда же он научился определять срок заделки семян; производить посадку; бороновать и культивировать; правильно удобрять в течение сезона почву, тогда он добился успеха в земледелие из за свой труд получил достойный урожай.
Рассматривая колосящиеся нивы, он в себе рассуждал: «что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?» (Лк., 12:17). И сказал в себе, скажу душе моей: «душа! много добра лежит у тебя на долгие годы: отдыхай, веселись, ешь и пей. Уродилась прекрасная нива, и я сломаю житницы, потому что они не вместят весь урожай. Но пока пшеница будет созревать, я построю житницы большие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое» (Лк., 12:18-19).
Вот тогда, как страшное эхо, прогремел для всех слушающих Его, грозный приговор. Господь назвал этого богача – безумным. Разве рядом с богачом не существовало нуждающихся, влачивших нищенское существование, бывших без куска хлеба? Как будто этот богач забыл, что существует смерть и что душа не может питаться хлебом насущным, думал, что душе его надолго хватит этих плодов, и что ей достаточно только есть, пить и веселиться.
К сожалению его больше беспокоило материальное достояние и достигнув богатства, которого бы хватило на много добрых дел и осталось бы с лихвой, всё же не захотел не с кем делиться. Бог сказал ему: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?» (Лк., 12:20). И заканчивая очередную притчу, Спаситель говорит: «так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет» (Лк., 12:21).
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 66 зач., XII, 16-21.
16 И сказал им притчу: у одного богатого человека был хороший урожай в поле;
17 И он рассуждал сам с собою: что мне делать? некуда мне собрать плодов моих?
18 И сказал: вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю бо́льшие, и соберу туда весь хлеб мой и всё добро мое,
19 И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись.
20 Но Бог сказал ему: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?
21 Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет.
|