ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!




Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

СОЮЗ

banner

Телеканал СПАС

Телеканал Дон Православный

Киноклуб Отечество

Сайт храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Ростове-на-Дону

Свято-Михаило-Архангельский храм. Приход г.Ростова-на-Дону

Храм Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона в Ростове-на-Дону

Сайт прихода святых Жен Мироносиц

Свято-Казанский храм. г.Ростов-на-Дону




Воскресная проповедь. Неделя 30-ю по Пятидесятнице. 23 декабря 2018 года. Печать

IMG 20181224 135606 1
В Неделю 30-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Умиление», протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к молящимся со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Лк. 17:12-19, исцеление десяти прокаженных).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Вероятнее всего, что выйдя из небольшого прибрежного городка под названием Капернаум,   направился с учениками в вечный город Иерусалим. По свидетельству сегодняшней Евангельской вести, между обеих областей Галилеи и Самарии, Иисус совершает ужасающее чудо. И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: «Иисус Наставник! помилуй нас» (Лк. 17:12-13). 

 

prokaZa
Спаситель остановился, и поодаль от Себя, увидел группу голодряпых оборванцев, бездомную толпу людей, - поражённых болезнью. Страшное и ужасное заболевание обезобразила их телеса и поэтому в народе носилось название так сказать «живая смерть». Разложение источников живительной крови претворяла человека в живого ходячего мертвеца. Поражение венозных сосудов, способствовало отравлению организма, которое за короткое время покрывалось язвами, и начинался процесс распада плоти.

Не меньшую опасность представляли прокажённые обществу, так как их болезнь влекла за собой передачу недуга воздушно – капельным путём. По этой причине десять несчастных стояли далеко, но предостерегали всех приближавшихся к ним раздирающим душу криком «таме, таме» - «нечисть, нечисть!». Они просят милости не как от простого человека, но как от такого, который выше человека. Ибо они называют Иисуса Наставником, то есть Господином, Попечителем, что очень близко к наименованию его Богом.

Болезнь близкого страшное горе, но беда людская объединяет многих людей. Человек, переживший многое, никогда не засмеётся над чужой бедой и бессилием, потому что знает цену страданиям души. В Евангелие есть примеры этой добродетели: «добрый самарянин оказал милосердие иудею, на которого напали разбойники, и исколотив его, оставили умирать. Казалось бы, кто как не священник должен проявить милосердие, но он прошёл мимо. Так же поступил и левит, не оказав никакой помощи».

Как известно, иудеи с самарянами не сообщались и не соприкасались в жизненном быту, даже колодцы запирали на засов. Среди этих десяти прокаженных были и иудеи и самаряне. В несчастье и испытании судьбы они вместе претерпевают выпавшие на их долю страдания, помогают друг другу по мере своих человеческих сил, ибо в библейские, незапамятные времена проказа считалась не излечимой болезнью и людей попросту изгоняли вон из общества.

Спаситель тотчас сказал им: «пойдите, покажитесь священникам» (Лк. 17:14). Если человек выздоравливал, следовало идти к священнику, для засвидетельствования выздоровления, и получения разрешения на возвращение человека в общество. Потому что на священниках лежала обязанность провозглашать прокаженных нечистыми и изгонять их из общества, а исцеленных признавать чистыми и здоровыми и возвращать их в человеческое общество (Лев.13:34,44). Веруя в слова Спасителя, они тотчас пошли все вместе, и по дороге шаг за шагом стали освобождаться от безобразного недуга и болезнь оставила их измученные тела. Что же произошло дальше?

Прокаженные иудеи, считали себя людьми «правильными». Выслушав от Господа повеление, показаться священникам, послушно пошли. Наверное, они не меньше самарянина обрадовались исцелению. Но, исполняя то, что сказал Господь, они совершенно искренне решили, что сделали все, что нужно. Воспитанные в традиции закона, они были уверены, что для спасения достаточно лишь его точного исполнения. Но самарянин не был «исполнитель правил», не считал, что у него есть дела и заслуги, потому что иногда можно и болезнь, и страдание счесть «заслугой» перед Богом.

prokaZa1
В связи с этим и имея небольшое разногласие с иудейской верой, самарянин, не доходя до священника, возвратился к Спасителю. И громким голосом возблагодарив Его, пал ниц и на своих коленях прославлял Бога. Тогда Иисус сказал: «не десять ли очистились? где же девять?» (Лк. 17:17).  Гнусная неблагодарность и наглая гордость с невежеством воспрепятствовала остальным иудеям возблагодарить Того, Кто сотворил им милость, исцелил их от отвратительной проказы.

Не привычно было сердцу Иисуса к всякой неблагодарности, и обращаясь к ученикам, сказал: «не нашлось в них добрых слов, не сумели в своём сердце возбудить благодарение к Богу, не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?» (Лк. 17:18). По толкованию преподобного Ефрема Сирина Господь говорит о спасении для Жизни Вечной, то есть об исцелении от духовной проказы, которая спадает, как чешуя, и человек прозревая, становится способен к восприятию высшего мира. И обратившись к самарянину, милостиво сказал: «встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:19).

Господь освободил телеса десяти больных проказой, но благодарного самарянина уврачевал гораздо божественней. Иудеи получили исцеление тела, но исполняя дела закона, они рассчитывали, что Бог обязан их спасти. Закон исполнен, они с Богом квиты. Они больше ничего Богу не должны. В их мирских и прокажённых сердцах даже не возродилось и малейшего отголоска благодарности. Иноплеменник же за своё добродетельное благодарение не остался без вознаграждения. За своё доброе сердце, его душа, которая настолько дороже и бесконечно глубже тела, получила цельбоносную хиротезию от Своего Спасителя- Христа.

 Аминь.

prokaZa2
Евангельское Чтение

Лит. -   Лк., 85 зач., XVII, 12-19.

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"