Иисус говорил на понятном для всех языке, потому как в неустанном труде для совершения дел человеколюбия пришёл в мир, «взяв на Себя наши немощи и болезни понес» (Ис., 53:3). Не наказанием человечества, но для того чтобы обличить и спасти мир. Его Божественные слова были понятны абсолютно всем, но некоторые из среды языческого растления пренебрегали Его словами, так как Он обличал их. Учителя писанного и устного закона, пораженные противоположностью, слушали эти изобличительные слова с презрительным негодованием.
И вот, Спаситель произносит настоящую притчу в которой показывает, что никто из выдающихся членов теократического иудейского общества, которые считали себя вполне полноправными на участие в Царстве Мессии, – не будет приняты в это Царство, по причине своей собственной вины. Произнеся возвышенную, вдохновенную из жизненного примера причту, сказал: «Один человек сотворил вечерю, и когда наступило время ужина и всё было приготовлено, послал раба своего, сказать званным».
Большой ужин со зваными гостями не был спонтанно организованным событием, но запланирован заранее и те самые, к которым отправился слуга, были оповещены заранее о том грядущем дне (к примеру: в такой-то день и час в 16-00 состоится вечернее Богослужение), в определенное и благоприличное время. А также весьма примечательно, что Христос показывает нам Свое Царство и служение в нем как пир, как праздник, который является нам самым радостным стимулом в жизни.
Но когда слуга сообщил званным, незамедлительно последовал ответ: «И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня. Третий сказал: я женился и потому не могу прийти» (Лк. 14:18-20). Надо заметить, что рассуждая по человечески, причины, которые они приводили, были весьма уважительными.
Повод и основание, вовсе не представляются совершенно нелепыми: действительно, могла быть нужда посмотреть, какие работы нужно поскорее на ней начать (можно упустить, например, время посева). Не менее основательно извинение купившего волов, тотчас же испытав их и найдя негодными для работы, имел возможность возвратить их скотоводу-хозяину, который гнал гурт волов в другое место, и которого уже после нельзя было сыскать. Еще более основательной представляется извинение третьего, потому что и сам закон освобождал молодожена от исполнения общественных обязанностей (Втор. 24:5).
|
|
Вернувшись к господину, слуга сказал: «кого звали на ужин, не имеют возможности прийти». Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: «пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых» (Лк. 14:21). Первым было предложено Царствие Божие, но они отказались от него, и теперь весть о нем будет обращена к другим, включая и язычников. Ибо сколь убедительно ни звучали бы причины отказа "прийти на пир", отвержение Царства Его ничем оправдано быть не может. Нет ничего важнее принятия "Божиего приглашения" - ведь от того, примет его человек или отвергнет, зависит его судьба в вечности.
И привели всех кого только встретили на пути, увещав с сердечной добродушностью, рассадили на трапезе. Господин пира сказал: «трапеза уготована и я желаю, чтобы дом мой наполнился людьми», и было так! И наполнился дом возлежащими и все радовались в торжестве Славы Господина Своего. Необходимо помнить, что Господь ждет от нас нечто большего и жертвенного, так как служение Ему чуждо богатств, почета и удовольствий. Собравшемуся народу господин сказал, «Ибо сказываю вам, что никто из тех первоначально званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14:24).
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 76 зач., XIV, 16-24.
16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, 17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.
18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
20 Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.
21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.
24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
|