Воскресная проповедь. Неделя 35-я по Пятидесятнице. 27 января 2019 года. Печать

27.01.19
В Неделю 35-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Умиление», протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к молящимся со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Мф. 18:18-2).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Евангелие, которое мы сейчас слышали, излагает нам связную форму беседы Спасителя с праздной толпой народа, и в частности Иисус сказал им: «пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам, кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него». Ученики негодовали, что в этом месте праздно мешалась толпа простых женщин с детьми, отстраняя более важных личностей от их Учителя, какие без нужды беспокоили и докучали Ему.

27.01    27.011
Когда закончилась эта прекрасная и глубоко назидательная сцена, к Спасителю подошел богатый человек, высокого положения, и с печальным убеждением вопросил Спасителя: «Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Мф. 18:18).  Иисус ответил ему: «что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог». Ты ведь обращаешься ко Мне, как к простому проповеднику, как к учителю, как к раввину необычайной святости, но не как к Спасителю. Он не хотел, чтобы  Его считали просто, в ложном смысле «благим Учителем». И добавил, перечисляя заповеди второй скрижали: «не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою» (Лк. 18:20).

Этот начальствующий, весьма состоятельный человек преступно пренебрегая драгоценным случаем для спасения своей собственной души, ожидает сверхъестественного ответа от Иисуса, такого, о чём бы он мог поразмыслить. А ему ответствовали словами, которые он слышал с самого детства. Собственно он и ответил: «все это сохранил я от юности моей, но чего же мне ещё сделать, что бы не потерять Царствия Небесного?». Услышав это, Иисус сказал ему: «еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Мф. 18:22).

Спаситель подверг его испытанию, которое сразу показало его действительное состояние. Наступили лишенные радости минуты, ибо опечалился этот человек, потому что был очень богат, и не имел никакого желания с этим богатством расставаться. Как же можно всё нажитое оставить, подумал он. В одночасье всё отдать и стать совершенно нищим и идти за Христом. Но такое положение вещей не входило в его планы и даже мысли. Возможно, что он думал о вечной жизни в нищете, как о бессмыслице. Ведь ему было хорошо: ел, пил, одевался, выполнялись все его приказания, всё было с избытком, а что ещё желать? А тут надо всего этого лишиться, привычного комфорта и уверенности в завтрашнем дне, стать нищим и нищим же идти в вечность.

27.013    27.01l
Но что такое богатство, по сути? Богатство и есть на небе. Ведь земные блага всего лишь временные и подлежат тлению, а подлинное богатство есть жизнь со Христом. Радость во Христе. Каждый раз я напоминаю и себе и вам, что жизнь земная всего лишь школа, в которой мы учимся жить с Богом, а дальше вечность. Богатому человеку, оказалось, тяжело принять зов Спасителя в своё сердце. Он предпочел удобства земные сокровищам небесным, и не захотел купить вечных благ оставлением временных. И опечалившись, он отошёл от Него.

Иисус, видя, что человек не выдержал испытания, опечалился. Посмотрев вокруг учеников Своих, смягчая грусть и суровость Своих слов, нежно сказал: «как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Мф. 18:24-25). Неужели добрый человек не может быть богатым, и богатый не может быть добрым? Эти слова чрезвычайно удивили учеников и они сказали: «Учитель, а кто же тогда может спастись

Прежде всего, в сегодняшнем Евангельском чтении, Спаситель говорит о заповедях десятисловия: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою. Этого достаточно, чтобы стать наследниками вечных благ, сложенных человеку от создания мира. Но этот  удивительный человек ожидал услышать каких-то высоких слов, ему хотелось сделать, что-то великое или особенное. Поэтому Спаситель указал ему, на необходимость избавится от оков богатства. Естественно богатство требует опеки, ему нужно принадлежать, нужно ежедневно заботится о его сохранности и приумножению.

27.014
А ведь человек не имеющий богатства,  собственно не имеет нужды заботится о нём. И такому человеку нет препятствия жить со Христом. Во время таинства Крещения священник возглашает: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся», то есть крестившиеся во имя Христа и Святыя Троицы облеклись во Христа духовно: в Его правду, святость, кротость, смирение, послушание, терпение, воздержание, - словом в Христово совершенство, в Христов образ, во всякую благодать Христову - в нового человека, созданного по Богу в правде и преподобии истины (Ефес. 4:24).  Вот к чему призывает нас Церковь. Не богатство губит человека, но страсть к нему.

Христос научил нас: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33). Конечно же, необходимо иметь материальные блага и должным образом заботится о своей семье. Помнится, что когда жених идёт под венец, он оженивается. Большое различие стоит между этими двумя тождественными словами. Невеста выходит замуж, потому что идёт под защиту мужа, так как муж приобретает (женится), берёт её под своё попечение. Апостол Павел говорит: «муж должен любить жену, как Христос возлюбил Церковь» (Еф. 5, 22-26). Жена должна быть лучшая в глазах мужа.

Необходимо помнить: благами, которыми мы располагаем, должно способствовать укреплению семьи, но не заслонять общение с Богом. Привязанность к материальным благам, суть страсть и пагуба для нашей жизни. Очень плохо бывает, когда муж, женившись, пристращается к бутылке (например), гибнет сам и ломает семью, теряя всё, что было у него, ради чего собственно создавал семейный очаг, безвозвратно теряя своё истинное призвание и предназначение. Состояние  благ само по себе не грешно, но оно угрожает закрепостить человеческую душу и налагает на человека большую ответственность.

На заданный учениками вопрос, Спаситель ответил: «невозможное человекам возможно Богу» (Лк. 18:27). Эти божественные слова свидетельствуют, что без Бога невозможно ничего. Кто будет иметь советником своим Бога, и в учители себе возьмет оправдании Божии и заповеди, и будет призывать Его в помощь, тому возможно спастись. Необходимо держаться за «руку Спасителя» как в детстве мы держались за руку своего Отца, и невозможное человекам, станет возможным с Богом.      

Аминь.

27.012

Евангельское Чтение

Лит. -   Лк., 91 зач., XVIII, 18-27.

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.