Церковь не призывает к материальной нищете: Патриарх Авраам был богатым человеком; Исаак и Иаков были состоятельными люди, да и Моисей не страдал нищетой. Но смысл их земной жизни был в Боге и в служении ему. Вера для них являлась «дверью таинств» (св. Исаак Сирин), условием и основанием мысли богословской. Например, Боговидец и законодатель Моисей беспрекословно повиновался призванию Господа, вывел народ из рабства, Древнего Египта. И отправились сыны Израилевы и множество крупного и мелкого скота, стадо весьма большое, и «попросили сыны Израилевы по слову Моисея у Египтян вещей серебряных и золотых и одежд» (Ис. 12:35). Из выше сказанного следует понимать, что опасность таится не в богатстве, а в привязанности к земному и тленному, которое в конечном итоге приводит к рабству греха, страстям и похотям.
Из евангельской вести мы помним, что Пётр обратился к Спасителю с репликой и сказал: «мы оставили всё и последовали за Тобой». Спаситель ответил: «истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной» (Лк. 18:29). В ответе мы слышим ноту, что и в нынешнем и в будущем веке получит воздаяние всякий, кто бы ни призрел ради Бога свое имение, хотя бы оно было и мало, причём награда превысит то, чего мы лишились здесь на земле.
Затем, подозвав своих учеников, Спаситель сказал им: «мы отправляемся в Иерусалим, и совершится все написанное о Сыне Человеческом через пророков» (Лк. 18:31). Ибо Сын Человеческий будет отдан в руки язычников и предадут Его, и насмеются над Ним и оплюют Его и уязвят Его и убьют и в третий день воскреснет» (Лк. 18:33). Но они, услышав эти слова, ничего не могли понять, для них были ещё сокровенны Его слова, и не разумели сказанного. А между тем дорога в Иерусалим пролегала через Иудейскую пустыню Иерихона. Известный благоухающий город пальм (Суд. 1:16), лежавший в пределах колена Вениаминова, куда Иисус Навин посылал двух соглядатаев.
И вот, подойдя к стенам этого благовонного города, как читалось в сегодняшнем Евангелие, толпа наткнулась на сидящего при дороге слепца по имени Вартимей, просящего милостыню. Гомон и шум исходящий из шумной толпы сопровождавших Христа нарушил тишину иерихонского слепца. Он стал спрашивать: «что это такое, что происходит?» и ему ответили: «Иисус Назарей идёт» (Лк. 18:37). Вероятно слепец уже был наслышан о Иисусе из Назарета, и в сердце его вспыхнула надежда. Он возликовал от этой вести и закричал: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Лк. 18:38).
Но некоторые из народа, шедшие за Учителем, бросились к слепцу, чтобы заставить его замолчать. Слепец же всю свою силу, скопленную за долгие годы веры, вложил в истошный крик: «Сын Давидов! помилуй меня» (Лк. 18:39). Ибо понимал – эта объективная возможность, единственный шанс, заговорить с Божественным Учителем. Фарисеям и законникам, также шедшим среди окружавшей Спасителя толпы, возглас иерихонского слепца показался кощунством. Сын Давидов, Сын Человеческий – так в древних пророчествах именовался Мессия, но перед духовным взором страдальца сиял Божественный свет!
И Сын Давидов остановился, а вместе с Ним застопорилась вся народная толпа. Иисус обратил на него внимание и повелел ученикам привести его. Видя неотступность его веры, спросил его: «чего ты хочешь от Меня?» (Лк. 18:41). Что же было нужно несчастному слепцу, лишенного органа зрения. Слава, богатство, достаток, власть, удовольствия – всё это давно померкло в глазах иерихонского слепца. Единственное его желание и неотступная вера, которая собственно и побудила в нем известное обращение к Господу – «чтобы мне прозреть!» В жизни слепца не было такого целителя, который мог бы ему помочь, единственное, что могли сделать жители той страны, это протянуть милостыню, дать подаяние, на которое он и существовал.
Иисус сказал ему: «прозри! вера твоя спасла тебя» (Лк. 18:42) , и возвратилось ему зрение. Стоило Спасителю сказать, наполненные Божественной силой слова, как в глазах страждущего стал проявляться свет, и пока исцелённый всматривался в толпу народа, Спаситель, улыбнувшись, отошёл от него. Иерихонский нищий сын Тимея (Тимофея), тотчас прозрел и полном ликовании поспешил за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, вместе в исцеленным воздал хвалу Богу (Лк. 18:43).
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 93 зач., XVIII, 35-43.
35 Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни,
36 и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое?
37 Ему сказали, что Иисус Назорей идет.
38 Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.
39 Шедшие впереди заставляли его молчать; но он еще громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня.
40 Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошел к Нему, спросил его:
41 чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть.
42 Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя.
43 И он тотчас прозрел и пошел за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу.
|