Воскресная проповедь. Неделя 37-я по Пятидесятнице. 10 февраля 2019 года. Печать

1549911795245235
В Неделю 37-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Умиление», протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к молящимся со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Лк. 19:1-10, о Закхее).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

«Равви, хочу прозреть» - сказал слепой Вартимей, сын Тимея, который почти всю свою сознательную жизнь просидел у ворот Иерихона, выпрашивая милостыню. Спаситель услышал вопль страдальца и подозвал его к Себе ответил: «прозри», коснулся его глаз, сообщил: «вера твоя спасла тебя».  Откуда у Вартимея появилась такая вера? Незрячий нищий, сидя у городских ворот, многое слышал. Он слышал многочисленные и зачастую противоречивые толки об Иисусе. Слова об этой необыкновенной Личности глубоко трогали его сердце. У Вартимея не было большой надежды на встречу с Иисусом, однако зрела и крепла вера в то, что Иисус и есть долгожданный Спаситель.

По совершении очередного чуда, Спаситель направился в город пальм, так как до Иерусалима оставалось не менее шести часов трудного и опасного пути.  Путь был не близкий и полуденное солнце, скалистая тропа, сложный подъем на вершину, требовали дополнительных сил. Спасителю необходимо было передохнуть, чтобы окрепнуть и по этой причине Он входит в благовонный город, где Его встречает человек по имени Закхей. Мытарь Закхей был одним из начальников по сбору налогов в казну римлян, однако был нелюбим жителями того города, так как его начальственное положение только усиливало народную нелюбовь к нему, потому что иудеи считали его положение, как награду за ревность к службе угнетателей, а его богатство как доказательство бессовестного взяточничества.

0 14d7b9 6c5da318 XL    3366ad69fc4b2b6534ac40e1d3523ac5
«И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый, искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом, и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее» (Лк. 19:2-4). Начальник мытарей имел глубокое желание увидеть собственными глазами, что за личность был Иисус. И вот он имея мечту, хотя бы одним глазом увидеть Божественного учителя, забежал вперёд и не стыдясь своего высокого положения, взобрался на ветку «сикоморы» (лат. Fícus sycómorus, так называемая библейская смоковница). 

«Иисус пришел на ожидаемое место и остановился под деревом, взглянув на человека сидящего на египетской смоковнице, и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк. 19:5). Иисус, один во всем народе не показывал непримиримой и фанатичной ненависти к тому классу, которому принадлежал мытарь. В силу своей должности, Мытарь Закхей, мягко говоря, был нелюбим иудейским народом, а некоторые попросту испытывали к нему презрение и ненависть, грубо осуждая его. А презренному мытарю выпала великая честь, достойно принять в своем доме Сына Давидова и даже предложить ночлег славному гостю из Назарета.

image0970    Zacchaeus
С нескрываемой радостью Закхей поспешно спустился с ветвей библейской смоковницы и повел величайшего Учителя к себе в дом. Народ взорвавшись от осуждения, единодушно возроптал. Поэтому, став на видном месте среди толпы, по  крайней мере быть более достойным своего славного гостя, он делает всё, чтобы не обесчестить Его, произносит не им, потому что они презирали его и он не обращая на них внимания, дает обещание Господу своему: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк. 19:8). Одним высоким поступком великодушного пожертвования сразу свидетельствует о своем покаянии и запечатлевает свое прощение.

На это общественное признание и открытое обещание, Спаситель в святой радости великодушно ответил: «воистину сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришёл для того в мир, чтобы найти и спасти погибшего» (Лк. 19:9). Таким образом, любовь и милость Спасителя была не напрасна, но открыла в Закхее бьющие родники покаяния, которые презрением народной толпы держались бы закрытыми навсегда. Смотря на поступок мытаря, так облагороженного этим мгновенным отвержением плодов греха, «естественный закон, по которому за греховным удовольствием непременно следовало страдание» (Догм. богословие, стр. 246), как самым истинным свидетельством искреннего покаяния.

pritcha-o-talantah    o talantax
Чтобы показать народу, как напрасны были и ошибочны волнения перемешанные с осуждением, сказал им притчу о талантах: «некий человек, богатый и знатный отправляется в другую страну, дабы утвердить своё положение и возвратиться. Он призвал своих слуг, и раздал каждому таланты и удалился. Первому он дал одну мину серебра, которая равнялась чуть больше полкилограмма, второму и третьему, он так же дал по одной мине. Первый, употребив в оборот, умножил талант в десять раз, второй в пять раз, а третий положил мину серебра в платок и положил в тайное мест. Некоторые граждане ненавидели его и отправили вслед за ним посольство, чтобы воспрепятствовать ему в достижении своей цели; несмотря на это, царство было утверждено за ним».

Иносказательно и многогранно Спаситель Своей притчей показывает народу, что в скором времени должно произойти в Иерусалиме. О Его скором удалении из мира, на ненависть иудеев, с которой они отвергнут Его; на неизвестность времени Его возвращения; и на несомненность того, что по возвращении Его все будут должны дать торжественный отчет; на осуждении ленивых, на великую награду всем, кто верно послужат Ему, и на конечную погибель тех, которые отвергнут Его. Царство Его не чувственное, а их помыслы известны Богу, ибо хотя Он сделался человеком, но не отступил от высоты благородства Божества Своего и под человеком высокого рода Иисус несомненно подразумевал Себя.

imaged 1    talents02
Пришел первый слуга и сказал: «господин! мину твою употребил в оборот и приобрел ей другие десять мин». И сказал ему: «хорошо, добрый раб!». Второй сказал: «господин! мину твою употребил в оборот и приобрел ей другие пять мин». Третий же сказал: «господин! вот твоя мина, которую я хранил, завернув в платок, ибо я боялся тебя, потому что ты человек жестокий: берешь, чего не клал, и жнешь, чего не сеял», и возвратил господину с непристойной и дерзкой жалобой на его жестокость. На этот оскорбительный тон, господин произнес: «возьмите у него мину и дайте имеющему десять мин, Сказываю вам, что всякому имеющему дано будет, а у не имеющего отнимется и то, что имеет».

Аминь.

stock-photo-55306976

Евангельское Чтение

Лит. -   Лк., 94 зач., XIX, 1-10.

1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.

2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,

3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,

4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.

5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.

6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.

7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;

8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.

9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,

10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.