Вдобавок сказал некоторым, которые были уверены в своей праведности, следующую притчу: «два человека вошли в храм помолиться, один фарисей, а другой мытарь» (Лк. 18:10). Фарисей стал на своё обычное место, и в самодовольном почете, без всякого труда стал перечислять свои достоинства. Выражая благодарность Богу, скрупулёзно молился сам в себе так: «Боже, благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк. 18:11). Фарисей в молитве говорит о том, что Бог создал его таким хорошим человеком, а он в свою очередь исполняет закон. Дважды в неделю постится и десятину отдаёт от всего своего прибытка, и вообще он лучше других людей, которые служили ему мерилом его собственной праведности.
|
|
Казалось бы, что начальные слова фарисея похожи на признательность и благодарность, но в конце он добавляет: «что он не таков как сей мытарь». Кроме отрицательных качеств, какие приписывал себе фарисей выше, он теперь перечисляет свои положительные заслуги перед Богом. А в мысленной молитве он делает вывод о грешном мытаре, осуждает его, и тем самым, естественно возвышается над ним. Совершенство приписывая себе и собственной своей силе, так как способ беззвучной молитвы и манера общения с Богом исходила из его собственных на этот счет представлений о праведности. Он, подобно другим набожных иудеям, постится еще два дня в неделю – во второй и пятый, и вместо того, чтобы давать на нужды храма только десятину от прибыли, он дает десятину от всего, что получает.
По слову Спасителя, мера сердечной молитвы у мытаря была иной. “Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!” (Лк. 18:13). Мерой его праведности служил Бог, и, имея перед собой эти рамки, он искренне сокрушался о своей греховности. Он сознавал, что грешен, что ему не остается ничего другого, как только молить Отца Небесного о прощении, полагаясь на Его милость. Ибо критерием его покаяния была надежда на милосердие Божие и вера во всепрощение. Не поднимая от стыда своих глаз, ударяя себя в грудь, стучась в своё сердце, в важный жизненный орган, который даёт чувство любви или ненависти, сострадания или ожесточения, с глубочайшей и безграничной надеждой говорит: “Боже! Будь милостив ко мне грешнику!”.
Заканчивая свою притчу Иисус показывает, что никому не следует судить о своей праведности исходя из собственных представлений, и в дополнении всего сказанного, Он произнес: “Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится” (Лк.18:14). Молитва мытаря – это истинный пример молитвы, оправдывающий грешника.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 89 зач., XVIII, 10-14.
10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.
11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:
12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.
13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!
14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.
|