В вечер вечно памятного дня Пасхи, который следовал за субботой (сейчас называется воскресенье), ученики собрались за запертыми дверями и пребывали в дивящейся растерянности и некоторой печали от происшедших событий находясь в Сионской горнице. Когда они обсуждали и передавали друг другу радостные вести, Сам Иисус стал посреди их и сказал им: «мир вам». Необычный вид этого прославленного тела, страшное значение самого факта воскресения из мертвых – смутили и испугали сошедшихся учеников. Они даже подумали, что видят духа. Однако Иисус сказал «Что смущаетесь и для чего такие мысли входят в сердца ваши?» И сказав это, показал им руки и ноги.
|
|
Необходимо напомнить, что Спаситель не раз открыто говорил будущим апостолам и ученикам Своим о приближающихся страданиях и о чаше, которую Ему предстоит испить. «Иисус сказал им: не знаете, чего просите. Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» (Мк.10:38-39). Час этого прославления уже наступал, того Величайшего прославления, которого предстояло достигнуть путем уничижения и муки. Спаситель с любовью открывает одному ему, девственнику Иоанну о предательстве одного из учеников Своих, выказывает о готовящемся поступке, одном из самых наибольнейших и подлых, гнусных и страшных пороков человека.
Тот, которому полностью доверяешь нагло предает тебя, эту внутреннюю боль вследствие предательства вдвойне тяжелее пережить. Нанесенная скорбь ранит в самое сердце. Но все-же человека простить можно и найти ему хоть какое-то оправдание, однако по прежнему доверять ему вряд ли возможно. Ясно, что дело Иуды есть дело сатаны. Иуда в этом деле является точным исполнителем воли и орудием сатаны, действовавшим в интересах сатаны и, следовательно, против Бога. Указания на это мы находим в словах Самого Христа: «не двенадцать ли вас избрал Я? но один из вас диавол» (Ин. 6:70-71). Это говорил Он об Иуде Симонове Искариоте.
Наступили тяжелые и печальные дни для апостолов, и они все прибывали в унынии. Ученики не могли не сострадать Страдавшему за всех Христу, однако осмыслить события ужасных нечеловеческих страданий давившие и тяготившие их, которые следовали одно за другим и посеяли в их умах глубокое прискорбие. Ученики вспоминали события, когда Иисус пятью хлебами накормил пять тысяч человек. Были свидетелями слёз Наинской вдовы, где Спаситель воскрешает из мертвых её сына. Преображается на Фаворе – они являются свидетелями Его божественной славы. «Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей» (Ин. 20:30).
Пребывая в тяжкой горести и череде рассуждении случившихся событий сам Иисус является пред ними и сказал: «мир вам!» Необычный вид Его прославленного тела смутил бывших в горнице и факт воскресения из мертвых привел в смущение присутствующих с Тем, которого погребли в саду в новой гробнице высеченной из цельной скалы. Но вот воскресший Иисус стоит посреди них и говорит к ним. Показав им руки и ноги Иисус вторично сказал им: «мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:21-23).
Спаситель наделяет последователей новозаветной Церкви, властью врачевания людей от их греха и его последствий. По сути, что такое грех? Грех, падшее состояние природы человека. Грех, как проступок: есть, нарушение какой-либо Божией заповеди. Грех есть порок, предательство. Не надо забывать, что Бог не нуждается ни в чём, Бог есть Любовь и этой абсолютной любовью покрывает всё и вся. Грех предательство Бога, и не играет значения большой или маленький, тяжёлый или лёгкий. Грех есть нарушение закона Божия. Однако по своей любви к человечеству, Бог дарует апостолам Своим, их последователям и приемникам, Своей Церкви, власть врачевать души человеческие.
Одного только ученика не было при этом - Фомы Близнеца. Когда ему с живой радостью сообщили, что они видели Господа и при том, Господь показал им раны на руках и ногах, показал им пробитое «копием» Пречистое тело Своё, - сумрачный характером, но с сильной и беззаветной преданностью Фома не поверил им. Ему нужны доказательства, эта весть казалась слишком хорошей, чтобы можно было поверить ей. «Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25). По самой природе своей Фома более других был склонен держаться очевидного, и, слушая учение божественного Учителя, он все-же не мог отрешиться от внешних, чувственных представлений.
И вот, по прошествии восьми дней ученики собрались в горнице и Фома был с ними, двери же были все заперты, Спаситель стал посреди них и сказал: «мир вам!», затем, обратившись к Фоме, сказал: «подай перст твой сюда и посмотри на Мои руки; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим» (Ин. 20:27). Спаситель слово в слово произнёс некогда высказанные сомнения Фомы, а это говорит о том, что Христос всегда посреди нас, только иногда безмолвно смотрит и ожидает от нас чистой веры без всякой примеси, чает нашего пробуждения от тяжелого и длительного сна. Фома коснулся ран Его воскликнул: «Господь мой и Бог мой!» «Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин. 20:29).
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Ин., 65 зач., XX, 19-31.
19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
|