В то достопамятное время, как говорит евангелист Иоанн Богослов, Иисус вошёл во всемирно известный и знаменитейший древний город Иерусалим. По случаю почитаемого иудейского праздника ликующий народ стекался со всех концов десятиградия. В этом городе, близ овечьих ворот располагался пруд-купальня, называемая Вифезда (дом милосердия). Другое название этого места — Овчая купель. Вышеозначенное пятиугольное здание с широкими ступенями и посадками имело пять крытых входа, и особо пользовалось популярностью во время иудейских праздников по причине жертв.
Замечательный таковой пруд обладал удивительными целебными свойствами, поскольку по временам происходило брожение и всплески воды, которое приписывалось схождению ангела, ибо всякий воспользовавшись водою сразу исцелялся. Само обстоятельство, что вода в периоды содержала в себе целительное и укрепляющее свойство, было достаточным для привлечения сюда множества страждущих. В связи с этим событием в портиках украшавшими пятикрылатое здание лежало множество болящих людей: слепых, хромых, сухих (парализованных). «Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет» (Ин. 5:5).
Спаситель с сердечным сострадание взглянул на этого убогого человека, с кроткой добродушностью исследует его волю и желание. Простосердечно спрашивает, жаждет ли его душа к решительному исцелению? «Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?» (Ин. 5:6). Возникает вопрос, а для чего же он там возлежал? Мы ведь иногда тоже в скорбях и слезами на глазах приходим в дом Божий. С усердием и ревностью возносим словесную молитву, но к этому необходимо приложить внимание и понимание того, что произносим. Иначе не только молитвы не будут нам полезны, но, напротив, могут послужить во вред и осуждение. Посмотрите на сегодняшнего, евангельского страдальца, разве он не молился Богу? Однако он не терял надежду, что будет услышан.Находясь долгое время у источника, парализованный бедняк не терял надежду на исцеление, «Ибо ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью» (Ин. 5:4). Однако в том месте находились и другие несчастные страдальцы, которые по возмущении воды оказывались проворнее первого, и более счастливыми. Всякий раз успевали раньше его бросаться в пруд, пока еще не был потерян благоприятный момент. Он же расслабленный был беспомощным не успевал коснуться воды во время известного целительного периода.
«Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин. 5:7). Отвечая таким образом, евангельский страдалец едва ли взглянул на вопрошающего его путника, но с проблеском надежды решил, что по сердечной доброте незнакомец сжалится сейчас над ним, и в следующее возмущение воды поможет ему войти в водоем, - собственно поэтому и рассказал Ему горькую правду о долгом и тщетном ожидании. Несомненно, Спаситель пришел в Иерусалим не ради праздника, как то представлялось Его путникам, но ради сего больного и дела, которое явил на нем.
Иисус по Своей сердечной доброте, свободным повелительным тоном кротко произнес решительные слова, которым нельзя было не повиноваться: «Встань, возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:8). Несколько замешкавшись расслабленный почувствовал как по его изможденным членам и разбитому организму, ослабленному страданием целой жизни воскресли жизненные силы, и омертвевшие члены его собственного тела стали совершенно здоровыми. В радостном изумлении осознавая происходящее расслабленный озирался кругом, но Иисус отошёл от него и смешался в многолюдной толпе.
«Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи» (Ин. 5:9-11). Как скоро на страдальца обрушилось много недоуменных и враждебных глаз, однако обратите внимание на смелость счастливца: «он не только не повиновался им, но и объявил им своего благодетеля». «Кто меня исцелил, Тот мне сказал» (Ин. 5:11). Получив чудесное исцеление, он в послушном достоинстве уже готов нести домой простую постель, в которой заключалось почти все его достояние. Голос, обладающий такой силой в глазах расслабленного имел право на послушание, хотя он и не видел лица говорившего, но лишь услышал исцеляющий возглас.
По прошествии короткого времени в Иерусалимском храме Иисус встречает этого человека, который с благодарностью пришёл в дом Божий воздать благодарение по закону Моисея, благодарность за исцеление и обновление своей безотрадной жизни. «Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин. 5:14). Спаситель обратился к нему с простым, но важным предостережением. Исцелив его тело, завершает Свое дело в духовном завершении, объявляя, что причина его страшной болезни есть грех. Человек тот пошёл к иудеям и объявил, что исцеливший его есть Иисус.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Ин., 14 зач., V, 1-15
1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим
2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов.
3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,
4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.
5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.
6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?
7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.
8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.
9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.
10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.
11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.
12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?
13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.
14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.
15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.
|