ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!




Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

СОЮЗ

banner

Телеканал СПАС

Телеканал Дон Православный

Киноклуб Отечество

Сайт храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Ростове-на-Дону

Свято-Михаило-Архангельский храм. Приход г.Ростова-на-Дону

Храм Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона в Ростове-на-Дону

Сайт прихода святых Жен Мироносиц

Свято-Казанский храм. г.Ростов-на-Дону




Неделя 5-я по Пасхе. О Самарянке. Воскресная проповедь. Печать
IMG 5ned

26 мая 2019 года. Неделя 5-я по Пасхе. Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Ин. 4:5-42. О самарянке).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

Спаситель, пробыв с учениками какое-то время оставляет Иудею идет опять в Галилею. Будучи в северной ее части, Он выбирает прямой путь, но извилистую, каменистую и узкую дорогу ведущую через Самарию. Отправившись с учениками ранним утром, Иисус воспользовался часами прохлады для непродолжительной дальности Своего путешествия. Стесненное неудобство путникам доставляло палящее солнце, которое не щадило никого в майские солнечные дни. «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу» (Ин. 4:5). Был уже полдень, и Спаситель утрудившись от пути и истомленный быть может зноем сел у колодца, который когда-то патриарх Иаков выкопал своими руками и вместе с участком плодородной земли передал своему любимому сыну Иосифу. Евангельский колодец знаменит был еще и тем, что имел национальную гордость и уважения к памяти великого предка. В библейское время из него пил сам Иаков и дети его, источник был богат и не пересыхал даже когда с избытком поили немалые стада скотины. Над колодезем, как это бывает вообще на востоке, наверно был навес с каменными сиденьями внутри.

s1200

Утрудившись от пройденного пути, Спаситель присел в тени, под крону Палестинского дерева, а тем временем Его ученики вероятно две пары братьев и с ними Филипп и Варфоломей отправились в город купить брашно (пищу). Внезапно покой отдыхающего Учителя нарушает женщина пришедшая почерпнуть воды из колодца. Истомленный неутолимой жаждой Он сказал ей: женщина, дай мне испить. «Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин. 4:5).

Всякий, кому приходилось путешествовать на востоке, знает, с какой радостью и охотой отвечают там на подобную просьбу. Жалкий феллах, а может грубый бедуин с большим удовольствием подал бы путнику стакан студеной воды и тем самым исполнил закон пророка - поделиться с жаждущим путешественником. Но между иудеями и самарянами в связи с религиозным расколом была непримиримая ненависть, до того были разорваны все отношения, что эта просьба вызвала у самарянки только выражение крайнего удивления.

Кротко и без всякого упрека, Иисус говорит ей: «если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него дай мне пить, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). Но самарянка, будучи простой женщиной невольно сделала жест рукой по направлению к колодцу и сказала: Господин, даже почерпала не имеешь, а колодец глубок; откуда у Тебя живая вода? Или ты больше отца нашего Иакова, который вырыл этот самый колодец. «Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13-14). 

Спасителя не остановил её грубый буквализм вопроса. Она разумела обыкновенную воду, пьющий которую возжаждет опять, а Он говорит, есть источник воды внутри самого сердца, который утоляет жажду на веки и течет в жизнь вечную. Вера в Бога позволяющая жить полноценно и быть верным. И собственно приводит к мысли о том, что эта вода, которую Он готов дать каждому верующему в Него, есть вода Духа Святого, вода благодати божественной, той живительной напаяющей влаги, которая наполняет иссохшие сердца и огрубевшие души человеческие и ведёт к вечной жизни, к спасению.

img55cf08af69ffb s   samar1
Она простодушно почувствовав, что перед ней находится Кто-то великий, и чтобы больше не приходить к глубокому источнику, говорит: Господин дай мне этой воды и я не буду больше жаждать. Однако на этот раз уже довольно было сделано для назидания бедной и крайне изумленной женщине и потому посмотрев на неё, порывая предшествующую часть разговора, Иисус милостиво сказал: «пойди позови мужа твоего и приходи сюда» (Ин. 4:16). На что женщина ответила: Господин я не замужем, кого мне приглашать? И чтобы тронуть ее каменное сердце, в сугубое подтверждение Спаситель ответил: правду ты сказала, ибо пять мужей которых ты имела, какие тебе мужья? И тот, который сейчас с тобой не муж тебе вовсе. 

Иисус сказал это лишь с той целью, чтобы пробудить ее спящую совесть в тайне распущенной и преступной жизни. Удивительно, но она уже ясно видела, что перед ней пророк, и вопросы ее собственной жизни становятся глубокими и духовными, теми, что ее по-настоящему тревожит в глубине ее сердца, несмотря на ее далеко неправедную жизнь. Тогда она пользуясь случаем, пытается разрешить возникший между народами религиозный спор и дикую, взаимную вражду говорит Ему: «Отцы наши учили поклонятся Богу на горе Гаризим, в Самарии, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме» (Ин. 4:20).

Кратко и только мимоходом Иисус разрешает ее недоумение: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:21-24). Иерусалим был местом, которое избрано Самим Богом; сравнительно с смешанным и грубым культом Самарии.

Ведь только истинные поклонницы угождают Господу, ибо Бог есть Дух и истинные поклонницы должны поклоняться в духе. Кланяться в духе, значит быть верным Богу. Если есть сердечное желание творить добро, любить, жертвовать, отдавать, миловать – это и значит – поклоняться в Духе и Истине. «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1Кор. 13:4).

Во все моменты нашей жизни, в радости и скорби должны прославлять Господа и благодарить Его. «Куда ни посмотрю сердечными очами, – пишет святой Иоанн Кронштадтский, – внутрь ли или вне себя, везде вижу сильный повод к благодарению и славословию Господа!» Однако что бы не происходило в нашей жизни оно служит нам для исправления и самое главное для спасения души. Служит нам для будущей встречи с Господом, когда мы перейдём в горний мир, к той самой встречи, к которой готовимся в течении всей нашей жизни.

Женщина глубоко была тронута и поражена Его справедливым ответом и в подтверждение сказала: «знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все» (Ин. 4:25). Тогда Господь явно открывает ей Себя, изрекает простые, но страшные слова: «это Я, Который говорю с тобою» (Ин. 4:26). Спаситель у колодца сделал первое и полное многознаменательное объявление Своего мессианства этой бедной одинокой и неизвестной самарянке. После этого открытого разговора отношение самарянки к Христу меняется и как быстро происходит ее преображение души.

В это время пришли ученики, и весьма удивились, что Иисус разговаривал с женщиной, а она в следствии изумления бросила водонос и поспешила в город сообщить жителям той страны, что явился чужестранец и рассказал всю тайну её грустной и грешной жизни. «Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь. Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его» (Ин. 4:31-34).

Затем, указывая на жителей Сихема, стекавшихся к Нему по роскошной равнине словно табун, поднимая столбовую пыль, обратил их внимание на эти живые поля. Он продолжал: Вы говорите, что еще четыре месяца до жатвы. Взгляните на эти поля, как они пожелтели для духовной жатвы. Вы будете радостно пожинать жатву, которую Я посеял трудом и страданием; а Я, сеятель, радуюсь при мысли об этой радости грядущей. Спаситель имел в виду, что пришло время проповедовать божественную истину, народу который спешит и нуждается в этом.

«И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4:40-42). Личная беседа с Христом убедила многих из самарян гораздо глубже, чем рассказ женщины, и двухдневное учение было главным образом причиной многочисленных обращений.

Аминь.

samar19

Евангельское Чтение

Лит. — Ин., 12 зач., IV, 5-42.

5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 

18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: 

29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30 Они вышли из города и пошли к Нему.

31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.

32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, 

37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

41 И еще большее число уверовали по Его слову.

42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.

 

 


 
 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"