ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Неделя 6-я по Пасхе. О слепом. Воскресная проповедь. Печать
20190602 094250

2 июня 2019 года. Неделя 6-я по Пасхе. Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Ин., 9:1-38).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин., 3:16).

Чтобы укротить сколько-нибудь гнев иудеев, умягчить их жестокосердие и упорство Иисус Сам подошёл к слепому от рождения, безнадежному страдальцу, который просил милостыню у врат храма на протяжении долгих лет. Он был известной личностью и поэтому у учеников сразу же возник сугубо богословский вопрос и они спросили: Учитель, этого человека мы знаем давно, в следствии чего он страдает? Скажи, кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин., 9:3).

Эта возникшая ситуация говорит о том, что Божие милосердие безгранично и даже человек слепой от рождения может рассчитывать на сострадание самого Бога. Евангельский страдалец не является полем для чудес Божиих, но явной возможностью проявления Его Божественной благодати. Нам даны заповеди, закон Божий, которые следует выполнять. Однако если мы их нарушаем, то невольно подвергаемся той или иной опасности. Фактически Бог вручил заповеди через пророка Моисея для того, чтобы мы не были слепыми в этой бушующей жизни и руководствуясь законом Божиим оберегали бы себя, дабы не случилась какая беда.

Господь Иисус Христос Свет мира и поэтому чтобы не следовать в бесплодную область праздного умозрения и наклонность судить о грехах других, дополнил: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин., 9:4-5). Сказав это, Он удивительным образом плюнул на землю и сделал брение из плюновения, из дорожной пыли — глазную мазь. Затем помазал глаза слепому и сказал: иди умойся в купальне Силоам, что значит посланный. Повелевает пойти на Силоам для того, чтобы через послушание обнаружилась степень его веры.

iscelenie slepogo1 iscelenie slepogo3

Купальня Силоам была источником воды для всего города. Езекия - царь Иудеи построил систему, соединяющую другие источники с городом и образовалась купальня. Отсюда и название - "посланный", - вода была послана по каналам из Иордана. Другим Посланным был Иисус, у которого есть вода живая. Силоам - прообраз Христа. Недаром, Силоам снабжал весь город и был единственным источником воды. Он также считался священным и воду из него поливали на жертвенник во время праздника Кущей.

Нисколько не колеблясь слепец беспрекословно повинуясь, отправляется туда куда был послан Спасителем. Когда же он умыл свое лице, сверхъестественная сила Божией благодати проявилась на нём и страшный недуг тут же был побеждён. Иисус вновь нарушил раввинское постановление о субботе, не только помазал оба глаза слепцу, но даже мешал слюну с пылью, чем вызвал негодование фарисеев. Они же были пропитаны крайней мелочностью, что необычайное чудо милосердия пробуждало в них меньше изумления и благодарности, чем негодование за нарушение их суеверного почитания субботы.

Человек этот хорошо известен был в Иерусалиме, как всем примелькавшийся слепой нищий и теперь появление его зрячим произвело в обществе сильное смятение. Люди, которые хорошо его знали, даже едва верили его собственному заявлению и потому говорили между собой: неужели это тот бывший слепой и теперь видит. Другие же говорили: это похожий на него и от этого терялись в изумлении. Он же развевая их сомнения и неверие, не стыдясь прежнего убожества и не боясь народа, открыто сказал: «яко аз есмь» (Ин. 9:9).

iscelenie slepogo2 iscelenie slepogo4

Поскольку совершившееся было столь невероятно, то повели сего бывшего слепца к фарисеям, которые в вопросах религии пользовались непререкаемым авторитетом. «Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу» (Ин., 9:15). На многочисленные вопросы он вкратце отвечал, как совершилось с ним это чудо. Человек, Которого называют Иисус сделал это, а куда Он пошел, пока слепой ходил к источнику воды Силоам он не знал. Однако, когда спросили его, что он думает о Иисусе, он исповедал, что Иисус не грешник, но от Бога Пророк.

Парадоксально, что иудеи не поверили в произошедшее чудо, но своими поступками признавали его. Иначе для чего все эти расспросы и приглашение родителей. Настаивать на нарушении субботы значит допускать самое чудо, а допустить чудо значит признать факт, что совершивший его не может быть преступником, каким стараются представить Его первые. В конце концов, став совершенно в тупик, призвали родителей: «И спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?» (Ин., 9:19).

Родители же его уже знали отношение представителей иудейской власти, кто признает Иисуса Христом, может быть отлучён от общения церковного и по этому не захотели брать на себя ответственность в этом рисковом деле, но сообщили: «мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет» (Ин., 9:20-21). Родители держались простой правды и с известным иудейским раболепством и хитростью отказались делать какие-либо выводы.

Тогда фарисеи в страшном смущении снова обратились к слепцу: «Мы знаем, что Человек Тот грешник» (Ин. 9:24). Но бывший слепой отвечал им: «Грешник ли Он, не знаю: одно знаю, яко слеп был, ныне вижу» (Ин. 9:26). Уже говорил вам, но вы не слушаете меня; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками? Они укорили его, сказав: ты ученик Его, а мы ученики Моисея, мы знаем, что с Моисеем говорил Бог. Сего же мы не знаем, откуда есть. Прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз очи мои. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

В конце концов не в силах более сдержать взрыва своего негодования они выругав прозревшего слепца, сказали ему: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон. Но Иисус узнав, что слепец так смело отстаивал имя Его, и не оставил без внимания Своего первого исповедника. Отыскав прозревшего человека и спросил его: «Ты веруешь ли в Сына Божия? А кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин., 9:36-38).

 

Аминь.

iscelenie slepogo

Евангельское Чтение

Лит. — Ин., 34 зач., IX, 1-38.

1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2 Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

5 Доколе Я в мире, Я свет миру.

6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,

7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего

19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,

21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.

22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.

24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.

33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

 

 

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"