Практическая рассудительность в нашей жизни играет важную роль и побуждает нас к добрым делам и здравомыслию. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то все тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф., 6:22-23). Имея удивительный орган зрения, мы через него видим окружающих мир, близких и дальних. Однако помимо всего прочего, через орган зрения замечаем нечто и плохое как нам кажется, а также и хорошее, которое радует сердце.
Но если ум свой порабощаем заботой только об имуществе, тогда гасим свой светильник и омрачаем свою душу, ибо как глаз, когда он чистый - освещает все тело, а когда худой - оставляет тело во мраке и ослепляет заботой. Имея светлое око, через него мы видим только светлое и полезное, со радуемся жизни и от каждого прожитого дня принимаем хорошее и наполняемся светом благодати. Чистое око – это милосердное сердце, которое побуждает человека к христианским поступкам, к чистому благочестию перед Богом и Отцом. И наконец, истинная сердечная сущность поможет нам оправдаться и дать ответ в страшный день суда.
Мой духовник архимандрит Наум, много лет назад говорил: будь как пчёлка, но не как ни муха. Потому что пчёлка вылетая из улья летит навстречу к прекрасному и благоухающему цветнику и порхая с цветка на цветок собирает нектар. Плохое поле её не интересует, она даже не присядет туда. Муха же, независимо откуда вылетев, найдёт самое грязное место и туда спикирует. Печально, когда дух человека, который должен быть светильником Господним, оказывается под влиянием страстей и заблуждений и не способен руководить чувствами и действиями в вопросе собирания сокровищ.
Господь остерегая нас от порока лицемерия и мирской настроенности, говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф., 6:24). Простая евангельская истина – нельзя служить и добру и злу одновременно. Привязанность к богатству помрачает ум, удаляет от служения Богу, и, таким образом вредит нам. Делает рабами вещей и не позволяет служить Богу. Ведь погоня за материальными благами отдаляет нас от богатства духовного.
Если есть у нас материальный достаток, слава Богу. Если его нет, не печальтесь, не скорбите, потому что это не самое главное в жизни. «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды» (Мф., 6:25). Господь не запрещает трудиться на благо семьи, но запрещает целиком предаваться житейским заботам, пренебрегая Самого Бога. Чрезмерные заботы о будущем возникают от недоверия к Божественному проведению, и абсолютная надежда на самого себя приводит в затруднительное положение.
Чтобы избавить нас от беспокойных и тревожных мыслей Господь произносит следующее: «И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!» (Мф., 6:28-30). Заботы и тревоги мирской жизни не должны отвлекать нас от серьезности и всецелой преданности Богу, Который одевает не только цветы полевые, но в соответствии с божественным изречением не оставляет без пищи и одежды детей Своих, которые прежде всего ищут правды Его.
Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? По такому принципу живут и всего этого ищут язычники. Необходимо помнить слова апостола Павла сказанные в послании к жителям Рима: «Бог же, како Творец и Владыка неба и земли, есть владыка всех народов и есть Бог также и язычников, и Он никогда не оставлял их без свидетельства о Себе, не только посредством дел творения» (Рим. 1, 19). Однако непросвещенные язычники ополчались не признавали Иисуса, единородным Сыном Божиим, которые весь труд свой ограничивают настоящей жизнью и не рассуждают о будущности и не думают о небесах.
Материальная составляющая важна, но это не цель христианина. Мы часто так связаны земными заботами, что они заполняют собой нашу христианскую жизнь. Но разве существует какая-то реальная жизнь - вне Царства Христова? Слишком часто приобретение всего этого совершается ценой потери души. Потеря души – столь великая потеря, что приобретение всего мира не перевесит ее и не восполнит ее. Кто теряет свою душу, даже если при этом он приобретает весь мир, заключает плохую сделку со своей совестью. Желанное самоотречение исходящее от кротости - величает Славу Божию.
Рано или поздно нам всем предстоит отвечать за эту скоротечную жизнь перед Самим Богом. Поэтому Спаситель обращаясь к народу так заканчивает свою проповедь божественными словами на все века: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33). Приложится – значит настоящие земные блага ничего не значат в сравнении с величием будущих. Не укоряет Бог человека за пользование благами земными, но правда Его есть наслаждение вечными благами.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. — Мф., 18 зач., VI, 22-33.
22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*.
25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
|