Когда же день уже склонялся к вечеру, приступили ученики Его и сказали: Учитель, день уже смеркается и место пустое, отпусти народ, чтобы они осуществили необходимости житейские, последовали в селение и приобрели себе пищу. Ученики начали беспокоиться, чтобы день не закончился печальной развязкой, а недоброжелатели и враги не смогли получить новый повод к нападкам в отношении Иисуса, так как восторженный народ целый день был у Его ног и пренебрёг даже существенным потребностям жизни.
«Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть» (Мф., 14:16). Он сказал эти назидательные слова быть может с небольшой иронией, так как был готов совершить чудо, хотя понимал, что не всех скромный и восхитительный ужин приведёт к духовному спасению. Ученики переглянувшись недоумевали, что и сказать и каким образом накормить этих голодных странников. Ведь количество народа, с радостью пришедшего слушать Спасителя, равнялось пяти тысячам человек не считая женщин и детей.
Неподалеку находился мальчик у которого было всего пять ячменных хлебов и две рыбки. «Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы» (Мф., 14:17). По свидетельству евангелиста Матфея, Спаситель повелел им тотчас принести их к нему. «И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу» (Мф., 14:19). Благодаря правильному расположению народа, видно было, что тут насыщено было не менее пяти тысячи человек, не считая жен и детей.
На весенней траве, на исходе дня ученики раздают хлеб возлюбленному Спасителем народу. И это достопамятное событие прежде всего показывает нам, что Господь в созданной Им Самим Церкви Нового Завета устанавливает пастыря. Однако есть и такие люди, которые говорят что веруют сами в себе, в душе и рассказывают всякие небылицы, но без Церкви Христовой - спасения нет. Так же необходим всем нам облеченный силой свыше священник, который поддерживает и духовно наставляет, а также содействует нашему спасению.
«Пресвитеры в церкви призываются внимать себе и всему доверенному им стаду и предупреждаются о тех, кто стремится разграбить его» (Деян., 20:28–29). Господь явным образом показывает, что освятив и преломляя хлеб, Он не Сам раздаёт народу, но через Своих учеников, через апостолов кормит людей. Ибо посредством этого чуда Христос показал народу характер будущего служения: после того, как Он поставит их, они должны будут давать людям духовную пищу, источником Которой будет Сам Господь.
Что же происходит дальше, все ели и насытились, и осталось много не съеденных кусков. Спаситель не случайно показывает им памятное наставление, которое в действительности совершилось. Повелевает собрать хлебные остатки, каковых набралось двенадцать больших корзин. Заканчивая чудесный ужин, кой определенно произвел глубокое впечатление на народ, они пришли к общему выводу: «это именно Тот Пророк о ком говорит священное писание, Которому должно прийти в мир» (Ин., 6:14-15). В самом деле, что ещё надо? Тот, Кто в состоянии исцелять больных и немощных и кормить такое множество голодных, должен стать Царем.
Спаситель видел их нескрываемую восторженность и опасное заблуждение. «И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ» (Мф., 14:22). Ученики скорее всего даже не поняли, по какой причине Учитель отправил их по направлению к западной Вифсаиде. Но Он оберегал учеников от безумных мыслей и опасного возбуждения, которые возникли в головах насытившегося народа. Народа, который не понимал, что Бог пришёл не для того, чтобы кормить хлебом насущным, не тело только напитать – но и душу научить от источника вечной жизни.
Однажды Иисус как-то сказал самарянке о духовной жажде, но она не сразу смогла понять Его. «Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин., 4:13-14). Он как любящий отец пришёл уврачевать все народы, пришёл указать спасительный путь в жизнь вечную.
Печально, что евангельский народ насытившись хлебом, не хотел прилагать каких либо усилий в своем исправлении, согласно наставлений Господа, но видели в этом событии своё благополучие и без всякого труда насыщение плоти. Необходимо помнить: «мы вкушаем для того - чтобы жить. Однако многие живут только для того - чтобы насытиться» (Сократ).
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. — Мф., 58 зач., XIV, 14-22.
14 И, выйдя, Иисус увидел множество людей и сжалился над ними, и исцелил больных их.
15 Когда же настал вечер, приступили к Нему ученики Его и сказали: место здесь пустынное и время уже позднее; отпусти народ, чтобы они пошли в селения и купили себе пищи.
16 Но Иисус сказал им: не нужно им идти, вы дайте им есть.
17 Они же говорят Ему: у нас здесь только пять хлебов и две рыбы.
18 Он сказал: принесите их Мне сюда.
19 И велел народу возлечь на траву и, взяв пять хлебов и две рыбы, воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы ученикам, а ученики народу.
20 И ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных;
21 а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей.
22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
|