Главные священники, ученые книжники, раввины и представители всех классов синедриона унизительно для себя преступают свой ученый авторитет и при народной толпе, в ответ сообщают: «не знаем» (Мф., 21:27). Учтиво прерывая их шопотливые переговоры Спаситель с необычайным присутствием духа был непреклонен: «и Я вам не скажу, какою властью это делаю» (Мф., 21:27). Однако же, Иисус взывая к их ожесточенным сердцам показал им ясное и глубокое значение, повествует им притчу о непокорных виноградарях, которую мы с вами сегодня услышали во время Евангельского чтения.
|
|
Христос любезно излагает им: Некоторый хозяин дома привёл в порядок свой большой приусадебный участок: очистил его от камней, насадил виноградник и построил башню. Затем оградил участок забором, поставил точило (пресс для винограда) и отдав его виноградарям, отлучился. По прошествии времени, когда пришла пора урожая, хозяин виноградника послал своих слуг к виноградарям, которые по договорённости должны были отдать часть выращенных плодов. Слуги пришли в виноградник, но виноградари, схватив слуг, иного прибили, другого убили, а прочего забросали камнями. Господин виноградника посылает других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
Эта поучительная притча вызывает в нашей памяти воспоминание о событии, когда Сына Божия, явившегося во плоти, повели из Иерусалима на высокое место, называемое «Голгофа» и распяли Его. В евангельской притче Иисус говорит: «постыдятся Сына Моего» (Мф., 21:37) не потому, что не предвидел убийства Сына, но предвозвещает, что в скором времени должно произойти. Вожди и учители должны были подготавливать и воспитывать народ для его назначения. Цель жизни человека сообразно с теми духовными силами и способностями, которыми он наделен и должна состоять в истинном прославлении и восхвалении Бога. Однако учители закона по невежеству своему не распознали время пришествия в мир Сына Божия.
Из книг Ветхого Завета мы знаем, что Бог сотворил человека и вместе с тем Своим творческим дуновением даровал ему жизнь вечную. Созидает того, кто имеет наслаждаться всем этим, дает ему власть над всем видимым и показывает его превосходство над всем сотворенным, повелевает всем тварям быть под властью и управлением человека. Но нарушили прародители заповедь о не вкушении плодов от одного из райских деревьев – древа познания добра и зла (Быт. 2:17), отчего лишились жизни в эдемском саду и утратили постоянное общение с Богом. Однако Бог не оставляет своё творение, но промыслительно помогает нести ответственность за свою вину.
В задачу человека входило привести мир к еще большей гармонии, слаженности и единству, жить по заповеди. Поэтому необходимо и сегодня ограничивать себя в своих страстных желаниях стремлений ко злу, бороться с собой и не допускать чувственных беспорядочных влечений. Диавол-змий был не только внешней причиной падения первых людей, но действуя хитростью, советом, внушением, всячески обольщает нас, склоняет к греху, однако не имеет власти принуждать нас к преступлению заповедей Божиих. Поэтому внутренняя и главная причина заключается в нас самих, по нашему собственному решению.
Даже и сегодня в воскресный день, чтобы прийти в храм, необходимо было встать рано утром, умыться, вычитать утренние молитвы и прибыть вовремя к церковной службе. И это большой внутренний, правильный труд, и спасительное действие, ведь душа требует и нуждается в общении с Богом. Как вы помните допотопный народ потерял веру в Бога, впал в разврат и умножил нечестие. Сорок дней и сорок ночей непрестанно шел дождь, никому не удалось спастись, кроме тех, кто оказался в спасительном ковчеге с ветхозаветным праведным Ноем. После потопа народ размножился и рассеялся по лицу земли.
Потомку праведного Ноя, ветхозаветному патриарху Аврааму Господь сказал: «и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные» (Быт., 28:14). У Авраама родился Исаак, у Исаака родился Иаков, у Иакова родился Иосиф... Народ расселялся по земле, потому что Бог отдал территорию обетованной земли потомкам его, но вместе с тем и умножились пороки человеческие и плотские стремления. Человечество добровольно стало подчиняться всем страстям, которые по Апостолу, действуют в мире, - «похоти плоти, похоти очес и гордости житейской» (1 Ин. 2:16).
Однако-же, даже в тот момент, пользуясь грубым предательством братья продают Иосифа в рабство, Все-же Бог не оставляет его, потому что Иосиф имел сыновнюю любовь и преданность воле Божией. И даже в тот злополучный день по воле египтянина Потифара, царедворца фараонова, начальника телохранителей Иосиф был незаслуженно посажен в темницу, и тогда Бог он не оставил его, но простирал к нему милость и поставил вторым человеком после фараона. «И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех. И снискал Иосиф благоволение в очах его, и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал в руки его» (Быт. 39:3-4).
Божие проведение переселяет ветхозаветного патриарха Иакова вместе с семейством в землю Египетскую. В ночном видении Бог произнес: «Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий» (Быт. 46:3). Как мы знаем, туда в Египет вошло порядка семидесяти человек, а через четыреста лет вышло из страны пирамид больше двух миллионов человек. Таким образом Бог израстил великий народ в земле Египетской. И сегодня Евангелие говорит нам, что виноградари (вожди и учители) должны были растить, сохранять, приумножать и распространять по земле: любовь к Богу, доброту, чистоту, совесть так необходимые для духовного возрастания.
Теперь уже яснее, чем когда-нибудь Иисус показывает смысл поучительной притчи иудейским первосвященникам и старейшинам народным. Кульминацией цели Его проповеди было следующим: «Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего» (Мф., 21:37). Сын хозяина виноградника отправился к виноградарям; но они, увидев его издали, узнали в нем сына и наследника, и, опасаясь, что он лишит их виноградника, сговорились и замыслили расправу над сыном. Таким образом злые виноградари схватили невиновного, вывели из виноградника и умертвили Сына Владыки.
Заканчивая Свою обличительную речь, Иисус осмотрев священников и фарисеев, которые уже были крайне озлоблены и жаждали мщения, кротко спросил их: «итак, когда придет хозяин виноградника, что он сделает с этими виноградарями?» (Мф., 21:40). Все в один голос ответили, что злодеев этих необходимо предать злой смерти, а виноградник отдать другим виноградарям, которые будут плоды отдавать в свое время. Спаситель с кротостью произнёс: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Пс., 117:22-23).
Потому и говорю вам: «отнимется от вас Царство Божие и отдастся другому народу» (Мф., 21:43), тому народу который будет трудится, достойно исполнять свой долг и в своё время отдавать плоды Богу. Отвергнув Иисуса, этот краеугольный камень, строители (фарисеи) сами навлекли на себя суровое осуждение. Отвергать Сына Божия в Его человечестве и смирении уже значило терпеть прискорбную потерю, окончательно погибнуть и быть осужденным. Нет нам никакой пользы носить наименование христианина если дела наши мертвы, но чтобы становились живыми, необходимы достойные добродетели сочетающиеся с добрыми делами действующими через Любовь.
Аминь.
Евангельское Чтение.
Лит. - Мф., 87 зач., XXI, 33-42.
33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.
34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;
35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.
36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.
37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.
38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.
39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.
40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?
41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.
42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?
|