«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях» (Лк., 16:19-20). Порфира - верхняя одежда из дорогой материи красного цвета, а виссон – белая, тонкая нежная ткань из египетского льна. Евангельский богач проводил свою жизнь блистательно, и каждый день пиршествовал, следовательно, здравствовал в свое удовольствие. Однако, проводя беспечную жизнь - он даже не замечал, что у его ворот лежит страдалец, нищий Лазарь, покрытый гнойными ранами и нательными струпьями.
|
|
Сей евангельский страдалец надеялся на тот случай, что когда господин потрапезует, остатки с его стола будут выброшены на улицу для бродячих собак и этими крошками ему удастся вместе с псами утолить голод. Лишённый внимания людей, Лазарь, возможно, получал облегчение от своры собак, которые вместе с тем, лизали его гнойные раны. Как видно из приложенной притчи, богач был человеком бессердечным и безжалостным по отношению к страдальцу, хотя мог именно в нищем снискать себе друга, который бы и принял его по смерти в вечные обители.
Евангелист Лука повествует, что умер нищий Лазарь и отнесен был ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и его погребли. «И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Лк., 16:23-24). Только в аду, будучи в муках богач впервые обратил внимание на Лазаря и узнал в нём того самого нищего, который столько лет лежал у его ворот. Теперь же Лазарь находился в месте, где пребывала Божия благодать, а во тьме адской, нещадно страдая, пребывал обнищавший богач. Там во тьме, без Бога, люто страдая, богач стал взывать к Аврааму о помощи.
Он обратился к ветхозаветному патриарху, но Авраам сказал: чадо! Авраам не бранит богача, но называет его «Чадо» (Лк., 16:25), так как все мы есть – «личности» и чада Божии (Догм. богосл. стр. 207). Каждому человеку дана возможность пользоваться дарованной свободой. Бог, «из сотворенного уже вещества создает человека», наделяя его свободой и «способным разумным мышлением» (Там-же стр. 208). Другое дело, куда свобода может занести человека и как он воспользуется ей, какой наделил его Бог. Естественно и правильно надлежит употребить свободную жизнь, слагая в единую гармонию, пребывать и благословлять Благодетеля и через стремление к Богу достигать обожения и богоподобия.
Ведь Синайское законодательство, прописанное в скрижалях и дарованное Моисею, даёт нам луч надежды в жизнь вечную. «Если вы будете слушаться гласа Моего и соблюдать завет Мой, то будете Моим уделом из всех народов, ибо Моя вся земля, а вы будете у Меня царством священников и народом святым…» (Исх. 19:3-6). Однако закон указывает и на опасность, предупреждает нас, не оступится, предостерегает от погибели вечной. Закон не заставляет нас, но наставляет. В нем содержатся наставления и указания правильной жизни, так как «Душа есть Божие дыхание…» (свт. Григорий Богослов). Хорошо, если человек воспользуется свободой во благо и для пробуждения своего нравственного развития и совершенствования.
Примечательный богач призывает Авраама к милосердию и состраданию, просит, чтобы Лазарь омочил хотя бы конец пальца в холодной воде и утешил его, - облегчил его страдание, но вместе с тем, сам никогда милосердия к нему не проявлял. Созерцая в раю блаженство праведника, в богаче возбудилась надежда на облегчение, хотя и тщетное. «Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Лк., 16:25-26).
Через постигшее его страдание обнищавший богач забеспокоился о своих братьях, которые оказались также глухи к Закону Божию, и взмолившись просил Авраама предупредить их о страшном итоге такого беспечного прожигания жизни. Отче Аврааме – взывал богач - у меня пять братьев; пусть Лазарь засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения. Праотец сказал: есть Моисей и пророки; пусть слушают о чём говорит церковное учение. «Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются. Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лк., 16:30-31).
Кульминация мысли этой притчи такова, что неправильное употребление богатства лишает человека Царства Небесного и низводит его в ад на вечные мучения. Необходимо помнить, что средства благодати, даруемые милосердием Божиим всякой живой душе, совершенно достаточны для просвещения и спасения; если же ими пренебрегать, тогда не будет послана помощь свыше для пробуждения души, поглощённой суетой мира сего, но навсегда страдания будут вечными так же, как и блаженства Авраама и Лазаря имеющие вечную природу.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 83 зач., XVI, 19-31.
19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.
20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях
21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.
22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.
23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его
24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;
26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.
27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,
28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.
29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.
30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.
31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.
|