«И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк., 10:25). Итак, ко Христу подходит один законник изучивший и знающий ветхозаветный закон, так как которому посвятил свою жизнь, задает Ему предлог, искушая Его, как сказано в Евангелии. В общем-то, простой вопрос, ответ на который должны были знать все. Зная его злые побуждения и видя его лукавое сердечное настроение, отвечает просто и смиренно: в законе что написано? как читаешь? «Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя» (Лк., 10:27). Иисус подтвердил его ответ и сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
Однако самого евангельского законника ответ Спасителя вряд ли удовлетворил, и желая добиться несколько больше чем полученного ответа, оправдывая свой неблагородный вопрос, прикрывая свое отступление, он задает Иисусу новый вопрос, на который, в самом деле, хорошо знал ответ. С точки зрения закона настоящий вопрос был излишен, но как бы намекая, что в ответе есть нечто, не объясненное до конца, законник спрашивает: «а кто есть ближний?» (Лк., 10:29). Мы должны не забывать, что наш долг в этом мире – желать всем добра, насколько это в наших силах и никому не причинять зла. Обращаться с другими так, как хотим, чтобы они обращались с нами - это и означает: «любить ближнего как самого себя».
Спасителю известны мысли каждого человека. Он знает все, что происходит в душе евангельского законника. Естественно, что Он мог бы определить кто есть ближний, но для вразумления и для того чтобы законник осознал глубину всей заповеди, Иисус говорит притчу: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон по безлюдным, скалистым дорогам, под лучами палящего солнца преодолевал не простой путь в древний город. Места же те были пустынны и там промышляли разбоем бедуины, которым он и попался в руки. Они избили и изранили его, лишили одежды, и оставили его едва живым. Той дорогой проходил священник, но когда увидел этого человека, перешёл на другую сторону дороги и прошёл мимо, не оказав никакой помощи.
Этим же путем следовал в священный город левит, человек общественного звания и положения. Однако еще с более холодным равнодушием посмотрел на него и прошел мимо. Левиты были потомками Левия; они помогали священникам в храме и положение их обязывало являть любовь к людям, быть заботливыми и сострадательными, а тем более, что на кровавой дороге оказался израненный разбойниками, умирающий человек. Вероятнее всего, этот человек был евреем и, значит согласно Моисееву закону, в первую очередь «ближним» его.
Проезжал тем же этим путём самарянин, один вид которого возбудил бы в несчастном трепет племенной вражды. Однако он подошел к несчастному и не взирая на национальность сжалился над ним, перевязал ему раны, возливая масло и вино. С трудом посадил на своего осла, а сам пошел пешком по раскаленной от дневного солнца опасной дороге и не оставил его до тех пор, пока совершенно не обеспечил его жизнь безопасностью. Этот самарянин великодушно сделал все, что только мог, чтобы облегчить страдания несчастного и предотвратить его гибель. Наверняка его сердце обливалось кровью, вместе со страдальцем попавшем в руки потерявших всякую человечность, разбойникам.
Надо представлять себе, как иудеи относились к самарянам. Ведь самаряне были некогда единым иудейским народом. Это были те же самые иудеи, которые за несколько веков до описываемых в Евангелии событий, стали вступать в брак с язычниками и исповедовать ветхий закон совсем не так, как это полагалось делать в соответствии с законом Моисея. Иудеи относились к самарянам даже хуже, чем к язычникам. Вспомните евангельский рассказ, когда Иисус присел у колодца, к которому подошла почерпнуть воды самарянка. На Его просьбу дать Ему пить, она ответила: «Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин., 4:9).
В продолжении сказанного необходимо подчеркнуть, что другой день самарянин покидая гостиницу, подал два динария содержателю лечебницы и сказал ему: позаботься о нем. Если издержишь что более, на обратном пути всё оплачу. Таким образом, милосердный самарянин оказал великодушие и спас от неминуемой гибели правоверного иудея. В связи с этим Спаситель заканчивая назидательную притчу, говорит законнику: «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?» (Лк., 10:36). Действительно законнику мало хотелось отвечать на этот вопрос, поскольку он должен был признать и ответить: Несомненно самарянин.
Однако же, воспитанный в убеждении законник считал, что ближним иудею может быть только иудей, исповедующий закон. Он никак не смог включить в число ближних ни самарян, ни язычников и не имея мужественной откровенности выговорить «самарянин», употребляет жалкий перифраз: «оказавший ему милость» (Лк., 10:37). Спаситель посмотрел ему в глаза и сразу отправил его в школу к самарянину, поучиться у него, как надо исполнять свой долг, решительно сказал ему: «иди, и ты поступай так же» (Лк., 10:37).
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 53 зач., X, 25-37.
25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?
26 Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь?
27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.
28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.
29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?
30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
|