Воскресная проповедь 02.09.12 Печать

2 сентября 2012 года на Божественной Литургии протоиерей Димитрий Осяк произнёс проповедь на прочитанное Евангелие (См. Матф. 21: 33-44), в котором Господь приводит пророческую притчу о злых виноградарях:

"Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

«камень, его же небрегоша зиждущий, сей бысть во главу угла» - Господь заканчивает притчу такими словами, относящимися к иудеям.

«Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится.

Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна…» (См. 1Петра гл.2, 4-10) 

 Почему Господь приводит притчу? Ведь иным Господь говорит в притчах, а кому можно сказать напрямую – так, легко, тому Господь так и говорит, и человек слагает слова эти в сердце своём. Только если не поймут напрямую, тогда Господь говорит притчами.

Книжники, фарисеи, и даже среди них первосвященники видели, как народ сходится ко Христу. Видели, как Он творит величайшие чудеса. И тогда они между собой начали роптать: «Что Он творит? Почему Он это делает, и кто дал Ему такую власть». И тогда набрались смелости, подошли к Нему и говорят: «Скажи нам, какою властью Ты это творишь?» Учитель видит их помышления, ведь для Бога нет ничего тайного… И, не обличая их напрямую, Христос говорит: «Я вам скажу, какою властью Я это делаю. Но прежде скажите вы мне: крещение Иоанна с неба было или от человек?» И тогда книжники и фарисеи – т.е. те люди, которые лучше нас знали Священное Писание, «от корки до корки», слово в слово,- они промолчали и между собой говорят: «Как нам поступить? Что же нам ответить? Если мы скажем, что Иоанново крещение от человек, тогда народ, почитавший Иоанна Крестителя за пророка, будет возмущаться. А если мы скажем, что от Бога, то Он нам ответит: Почему же вы тогда не пошли, не последовали за ним, за его призывом?» Тогда иудеи первосвященники, книжники и фарисеи говорят: «А мы не знаем, откуда крещение Иоанново». И тогда Учитель им говорит: «И Я вам не скажу, какою властью это делаю и откуда моё учение».

Говорит им несколько притчей, одну из которых вы слышали. Учитель говорит: «Человек некий посадил виноградник, выкопал в нём точило, забор поставил и, когда всё это сотворил, отдал делателям, которые должны были в своё время отдать должно хозяину своему. Он им это вручил и ушёл. Пришло время, и работники виноградника из того, что они вырастили, они должны были часть отдать хозяину виноградника, но они этого не стали делать. И тогда господин говорит: Я пошлю своих слуг, пускай они напомнят, кто хозяин, и, может быть, они одумаются, вернут мо часть? Что же сделали виноградари? Они одного побили, другого убили, а другого побили камнями. Тогда хозяин послал других слуг, и с ними поступили так же. Тогда хозяин принимает решения послать своего сына, в надежде, что работники наконец-то усрамятся, постыдятся и начнут отдавать ему должное. Но когда они увидели сына, они схватили его и между собой говорят: мы убьём его и виноградник достанется нам. Схватив его, они его связали и вывели вон из виноградника… и убили».

Евангелие от Матфея, глава 21:

33Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды; 35виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?

43Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; 44и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит.


И тогда Христос обращается к первосвященникам, фарисеям, книжникам – к тем, которые спрашивали: «Откуда у тебя сила и какою властью Ты это делаешь?» Обращается и говорит: «Скажите, как должен поступить хозяин виноградника?» Все фарисеи говорят: «Конечно, злых он должен погубить, убить, уничтожить, наказать, в тюрьму посадить, всё что угодно! Всего их лишить! А виноградник отдать другим, которые будут по совести поступать и должное отдавать господину виноградника». Господь у них спросил не потому, что Он не знает, какой будет ответ. Господь их научает их же словами.

Виноград – это народ Божий. А точило – это Христос. Делатели – это ветхозаветные священники, которые делали виноград, т.е. окормляли народ Божий и вели ко спасению. Но они это уже перестали делать, они людей не спасали. Господь посылал им слуг, то есть пророков, и что же они делали? Они били пророков, они их убивали, а потом зиждили гробы. Мы помним в Писании, Господь Говорил: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне!» (Матф. 23, 37-39)

Я думаю, не надо переводить эти слова, ведь все вы понимаете, о чём говорит это Евангелие. Итак, Христос обличает первосвященников, которые забыли, к чему они призваны. А они призваны были вести народ ко спасению. Потому Христос говорит: «Потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его» (Матф. 21:43).

А заканчивает Христос словами: «и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит» (Матф. 21:44) - то есть основной камень, отвергнутый строителями при возведении здания, и был основой всего строительства, главою угла. Камень – это Сын Божий, Которого вывели из виноградника, повели на Голгофу и убили там. Но это будет всё впереди. Христос уже заранее им говорит, что они сделают: «Вы убьёте Сына Божия, вы выведете Его вон из Иерусалима, найдёте место возвышенное и там прибьёте ко кресту. И, прибивши ко кресту, сделаете беззаконие…» Но Христос также говорит: «Я пришёл для этого. Я пришёл для того, чтобы принять на Себя грехи всего человечества, дабы спасти человечество». Аминь!»