Неделя 25-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать
25nedelya 1

8 декабря 2019 года. Неделя 25-я по Пятидесятнице. Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Лк., 13:10-17. Исцеление согбенной женщины Господом).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

Во время очередного пребывания в Галилее, Спаситель пользовался возможностью проповедовать в синагоге, но все таки обстоятельства были совершенно те же, как и в течении всей Его земной жизни. И в этот достопамятный день Он не смог избежать насмешек, вражды, унизительной клеветы от раздражённых Его учением знатоков Закона. Раздражавшие их (фарисеев) против Него обстоятельства были благодетельные – совершение в субботу дел милосердия и общение с мытарями. Однако Иисус продолжал Своё общественное служение в синагоге, но как мы помним, синагога после разрушения Иерусалимского храма была основным местом общественного богослужения и центром религиозной жизни иудейской общины.

Скиния - походный храм являлся местом, где собирается народ, и как сказал Господь: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф., 18:20). Когда народ был рассеян в чужой языческой стране, не имея той объединяющей силы, которую давал их национальный и религиозный уклад, возникла потребность объединения и побудила их собираться в синагогах, вспоминать о делах Господних в прошедшее время и взывать к Нему о помощи и избавлении. Мы с вами и сегодня выполняем этот завет, собираемся даже не по двое или трое, а многим собранием и совершаем Божественную литургию. А что такое Литургия? Если перевести с  греческого λειτουργία (литургиа) — общее дело.

В этот день, между богомольцами в выше сказанной скинии – синагоге находилась несчастная женщина, и сострадательное сердце Спасителя не могло устоять перед немой мольбой к Нему несчастной, которую связал сатана в течение восемнадцати лет. Она была скрючена недугом и не могла выпрямиться - едва передвигалась, сгорбленная, жалкая и не кому не нужная. Истязающаяся нечистым духом нашла в себе силы прийти и услышать голос Иисуса. Поскольку женщина уже долгое время находилась в таком состоянии, её недуг считался неизлечимым, а немощь деформировало её тело и унижало в глазах людей. Кроме того, каждое её движение, как можно предположить, причиняло ей определённую, безутешную боль и безрадостное сосуществование.

Pent-27-10 HealWo7nSabbath The-Chief-Priests7
Спаситель был тронут её вниманием и кротостью её сердца и не мог не оказать этой несчастной женщине Своей милости. «Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога» (Лк., 13:12-13). Его божественные слова прозвучавшие любовью, властью и силою, были непреодолимы и вызывали у всех невольное изумление. В один момент, будто молния нежно пронзила её стан и по слову Всемогущего Бога её члены немедленно выпрямились, всё её согбенное тело стало совершенно здоровым. Это исцеление произвело своё действие не только на тело, но и на душу и она с благодарным чувством стала славить и восхвалять всемогущего Бога.

Благодарный восторг женщины бессердечным, невежественным негодованием прервал начальник синагоги. Без малейшего внимания и не обращаясь к совершителю  чуда - Иисусу, но вооружившись своими излюбленными текстами и должностным лицемерием, он обратился к народу: «есть шесть дней, в которые должно делать; а не в день субботний» (Лк.,13:14). Возмутитель спокойствия начинает укорять неповинный народ, который был совсем не причём, и был простым свидетелем совершившегося чуда. День субботний священный день – не чтить субботу есть страшное нарушение, тем более, что исцеляться можно и в каждый из шести дней – сказал хранитель закона.

«Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» (Лк., 13:15). Исцелить несчастную даже в субботний день есть дело благое и богоугодное и не может быть препятствием к доброму деланию. Как же не покормить домашних животных в субботний день? Господь подтверждает правильность делания дел милосердия и творения добра в любой день недели. «Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк., 13:16). Вы называете себя детьми Авраама – говорит Господь – а это его дочь и ваша сестра, разве не должны мы ей сотворить милость? «И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк., 13:17).

Аминь.

d8851367c82e83b79456a7514f164654

Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 71 зач., XIII, 10-17.

10 В одной из синагог учил Он в субботу.

11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.

12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.

13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.

14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.

15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.