Скиния - походный храм являлся местом, где собирается народ, и как сказал Господь: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф., 18:20). Когда народ был рассеян в чужой языческой стране, не имея той объединяющей силы, которую давал их национальный и религиозный уклад, возникла потребность объединения и побудила их собираться в синагогах, вспоминать о делах Господних в прошедшее время и взывать к Нему о помощи и избавлении. Мы с вами и сегодня выполняем этот завет, собираемся даже не по двое или трое, а многим собранием и совершаем Божественную литургию. А что такое Литургия? Если перевести с греческого λειτουργία (литургиа) — общее дело.
В этот день, между богомольцами в выше сказанной скинии – синагоге находилась несчастная женщина, и сострадательное сердце Спасителя не могло устоять перед немой мольбой к Нему несчастной, которую связал сатана в течение восемнадцати лет. Она была скрючена недугом и не могла выпрямиться - едва передвигалась, сгорбленная, жалкая и не кому не нужная. Истязающаяся нечистым духом нашла в себе силы прийти и услышать голос Иисуса. Поскольку женщина уже долгое время находилась в таком состоянии, её недуг считался неизлечимым, а немощь деформировало её тело и унижало в глазах людей. Кроме того, каждое её движение, как можно предположить, причиняло ей определённую, безутешную боль и безрадостное сосуществование.
Спаситель был тронут её вниманием и кротостью её сердца и не мог не оказать этой несчастной женщине Своей милости. «Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего. И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога» (Лк., 13:12-13). Его божественные слова прозвучавшие любовью, властью и силою, были непреодолимы и вызывали у всех невольное изумление. В один момент, будто молния нежно пронзила её стан и по слову Всемогущего Бога её члены немедленно выпрямились, всё её согбенное тело стало совершенно здоровым. Это исцеление произвело своё действие не только на тело, но и на душу и она с благодарным чувством стала славить и восхвалять всемогущего Бога.
Благодарный восторг женщины бессердечным, невежественным негодованием прервал начальник синагоги. Без малейшего внимания и не обращаясь к совершителю чуда - Иисусу, но вооружившись своими излюбленными текстами и должностным лицемерием, он обратился к народу: «есть шесть дней, в которые должно делать; а не в день субботний» (Лк.,13:14). Возмутитель спокойствия начинает укорять неповинный народ, который был совсем не причём, и был простым свидетелем совершившегося чуда. День субботний священный день – не чтить субботу есть страшное нарушение, тем более, что исцеляться можно и в каждый из шести дней – сказал хранитель закона.
«Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?» (Лк., 13:15). Исцелить несчастную даже в субботний день есть дело благое и богоугодное и не может быть препятствием к доброму деланию. Как же не покормить домашних животных в субботний день? Господь подтверждает правильность делания дел милосердия и творения добра в любой день недели. «Сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?» (Лк., 13:16). Вы называете себя детьми Авраама – говорит Господь – а это его дочь и ваша сестра, разве не должны мы ей сотворить милость? «И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его» (Лк., 13:17).
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 71 зач., XIII, 10-17.
10 В одной из синагог учил Он в субботу.
11 Там была женщина, восемнадцать лет имевшая духа немощи: она была скорчена и не могла выпрямиться.
12 Иисус, увидев ее, подозвал и сказал ей: женщина! ты освобождаешься от недуга твоего.
13 И возложил на нее руки, и она тотчас выпрямилась и стала славить Бога.
14 При этом начальник синагоги, негодуя, что Иисус исцелил в субботу, сказал народу: есть шесть дней, в которые должно делать; в те и приходи́те исцеляться, а не в день субботний.
15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?
16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?
17 И когда говорил Он это, все противившиеся Ему стыдились; и весь народ радовался о всех славных делах Его.
|