Неделя 29-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать
IMG 20200105 100634 compress50

5 января 2020 года. Неделя 29-я по Пятидесятнице. Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Мф., 1:1-25. Родословие Иисуса Христа).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

Евангелист Матфей, из четырёх канонических евангелий, во второй половине первого века, первым боговдохновенно описывает доброе известие о спасении человеческого рода. Сообщает иудейским общинам (евреям), точно перечисляет им родословную историю (сорок два поколений праотцев), которые в течение многих столетий жили ожиданием  грядущего Спасителя. Однако когда Он пришёл в мир, их современники не признали Его. Более того увидев в Нем опасного смутьяна, какой как им казалось, подрывал их устоявшиеся религиозные и культурные основы, не останавливаясь перед клеветой - распяли Его. Главная цель евангелиста - показать евреям, что Иисус Христос есть истинный Мессия, обещанный Богом.

«Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова» (Мф.1:1). Исчисление предков преемственно начинается от Авраама, и посему было важно подчеркнуть, что Иисус потомок дома Давидова, так как согласно с обетованием, именно из рода Давидова должен произойти Спаситель мира. Не будем забывать, что Авраам жил больше чем за 2000 лет до рождения Единородного Сына Божия, Иисуса Христа. По этим же причинам весьма важно показать, что Христос происходит от рода отца верующих - Авраама. Таким образом, родившейся в уничижении Сын Марии и мнимого отца Иосифа, был потомком отца верующих - Авраама и величайшего из царей - пророка и псалмопевца Давида.

tsarskie-vrata    drevo-iesseevo456

Родословие Иисуса евангелист определённо делит на три части: «итак, всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов» (Мф., 1:17). Необходимо вспомнить о каком переселение ведёт речь апостол. Действительно, был промежуток тяжелого времени для народа еврейского: «царь Иоахаз сотворил лукавое пред Господем по всем, яже сотвориша отцы его» (2 Пар., 36). Вместе с тем, склонил и народ от веры в истинного Бога, по этой причине Господь оставил их. Царь Навуходоносор II разрушил Иерусалим вместе с храмом, многих пленил и переселил в Вавилон - это было великое горе народа, которого Бог израстил в земле Египетской.

По смерти Иисуса Навина, народ нарушил завет с Богом и за свою нераскаянность лишился обетованной земли и оказался в плену долгих семьдесят лет. Воздыхание и плач в неволе, рыдание при воспоминании Небесного Сиона, претерпевающее народонаселение горестно воспевало: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона. На вербиих посреде его обесихом органы наша. Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?» (Пс., 136). Вне города, в местах пустынных на берегах рек взывали они к Богу и в сокрушении сердца снова и снова оплакивали своё продолжительное бедствие.

Но Бог Авраама, Исаака и Иакова не оставил непокорный народ - оставивший Его. «Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его» (Мф., 1:2). И даже в плену Египта, куда был отведён Иосиф проданный братьями караванщикам измаильтянам, всё-таки через четыреста лет выведет их из неволи в количестве более двух миллионов человек. Со слезами покаяния они вспомнили Бога Авраама – и Господь услышал их. Для этой миссии Бог избрал великого пророка и вождя Моисея, который вывел их из рабства. И разошлись они по лицу земли обетованной, которую Бог обещал патриарху Аврааму, а народ клялся: «Господу Богу нашему будем служить и гласа Его будем слушать» (Нав., 24:24-25). Однако сказано это было только на словах.

Человек, каким видит его библия, живёт в силу своей причастности к Богу, своей взаимосвязи с Ним. Но когда нет веры, тем более склоняется ко греху и неправде, умножая преступления свои перед Творцом. Если Божественная жизнь перестаёт струиться в человеческом сердце, живущие на земле допускают много ошибок, и при всём этом, каждый преодолённый рубеж становится вехой на сложном и противоречивом пути обретения духовного опыта. А дарованная Создателем свобода воли позволяет идти по этому пути в обе стороны – и к Богу, и от Него. Истинная цель в жизни человека – следовать за Христом и унаследовать обещание Божие: «приидите благословеннии Отца Моего и наследуйте Царство уготованное вам от сложения мира» (Мф., 25:34).

По слову апостола Павла, - люди отпали от Бога, от Источника жизни, необходимо было разрушить преграду между собой и Богом. Их нужно было спасать, помочь им вновь найти Бога. Небо склоняется к земле – Бог приходил к людям. Он приходит для того, чтобы человеческая жизнь могла вливаться в жизнь Божественную, могла с ней сообщаться: «Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их» (Мф., 1:18-21).

Матфей евангелист свидетельствует иудеям, что это всё уже произошло и исполнились слова Господом реченные через пророка Исаию,: «се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог»  (Мф., 1:23). Бог открывается людям в величии небес, в красоте звездного неба, в стройности всего мироздания, и становиться человеку близким как никогда. Человек должен сам увидеть под убогой внешностью величие и красоту Богомладенца, полюбить Его, соединившего Свою природу с природой бренного человеческого существа. И не могущество и сила, а бескорыстная любовь должна привлекать сердца многих к Младенцу, так как Всемогущество Божие может являться и в слабости, а величие - в кротости и смирении.

Праведный, восьмидесятилетний старец Иосиф, родом из дома Давидова получив в вещем сне предупреждение от ангела,  с сердечным пониманием принял волю Бога: «Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус» (Мф., 1:24-25). Со всяким благородством, в высокой нравственной чистоте и с полным доверием Богу Иосиф оберегает девственность Девы Марии и сам благочестиво нарекает её Сына так, как было ему открыто.

Аминь.

rojd2019-t

Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 1 зач., I, 1-25.

1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; 3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; 4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; 5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; 6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; 7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; 8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; 9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; 10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; 11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;

13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; 14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;

15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;

16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20 Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; 21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: 23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, 25 и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.