Войдя в древнейший, священнический город, а к этому торжественному шествию присоединились ещё и новые поклонники, которые своими глазами стали свидетелями исцеление слепца Иисусом, Сыном Давида. Спаситель вошёл в настоящий город, который был расположен ниже уровня моря и представлял собой среди пустынных песков цветущий оазис – с его прекрасными пальмовыми рощами и фруктовыми садами. Иерихон славился еще и производством бальзама, медовыми растениями, миррой и медом, так как добывалось это здесь в большем количестве, чем где либо. В связи с этим, в городе проживало много мытарей для сбора пошлин с обширной торговли.
Строки сегодняшнего евангельского чтения говорят нам о Закхее, начальнике этих самых мытарей. Евангельский мытарь собственными глазами желал увидеть Того, Кто один во всем народе не только не показывал непримиримой ненависти к этому классу, но находил среди этих мытарей, Своих наиболее ревностных слушателей. Будучи маленького роста он из-за густой толпы народа, предполагая дальнейший маршрут Господа, спешит к сикомору, высокому дереву стоящему на дороге у них на пути, с тем самым, чтобы забраться на низкие ветви прочной вечнозеленой смоковницы и получить настоящее ожидаемое.
«Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме» (Лк., 19:5). Спаситель называет его по имени и повелевает ему скорее сойти вниз, а также величественно сообщает, что готов посетить его дом. С нескрываемой радостью забилось сердце Закхея, он был потрясен, когда услышал, что великий Пророк, признанный Мессия Своего народа намеревался быть у него в доме. Можно представить себе современного чиновника, который бы с верой в пророка Божия, простодушно карабкался по ветвям стоящего дерева, не жалея своего костюма и лаковых туфлей.
Презренный мытарь повёл Великого гостя к себе в дом. Однако народная толпа, которая до этого прославляла Господа Бога, единодушно возроптала, ведь начальник мытарей был иудеем и соотечественники вдвойне ненавидели его. Ненавистный народу старший мытарь и его начальственное положение только усиливало народную нелюбовь, потому что считали его богатство наградой за особенную ревность, на службе интересов римлян и как доказательство его бессовестного взяточничества. Люди роптали и громко говорили, для них казалось непристойным и унизительным, чтобы царь в самой среде Своих восторженных последователей остановился в доме грешного человека, который не пользовался доброй славой и занятие которого было символом национального унижения.
Но одобрительная улыбка и милостивое слово Господа значили для сердца Закхея гораздо больше, чем весь ропот окруженной толпы, и не стесняясь никого он сказал важные слова: «Став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо» (Лк., 19:8). В его сердце поменялись все прежние жизненные приоритеты. То, что он собирал в течение всей своей жизни уже был готов отдать половину нищим, и чтобы быть достойным своего славного и дорогого Гостя пришедшего к нему в дом - великодушно засвидетельствовал, что в четыре раза больше отдаст всем тем, у кого брал, возможно и последнее.
Открытое обещание Закхея прозвучало для Спасителя залогом того, что милость Его была не напрасна и Иисус сказал: «ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама» (Лк., 19:9). Закхей — сын Авраама, потому что Авраам так поступал, как и нам следует поступать: когда Господь его звал, он тут же слышал Господа и сразу отзывался: Это я, Господи… На каждый звук голоса Господня, — говорил: это я! И евангельский Закхей услышал весть о том, что Господь идёт в Иерихон всей своей жизнью откликнулся на зов Божий. И великодушное пожертвование тем, что дотоле было для него дороже всего на свете – вышло навстречу почтению и доброте.
Земля неффалимова и завулонова, языческая Галилея - сказал пророк. А ведь Неффалим и Завулон сыны ветхозаветного патриарха Иакова, родоначальники колен избранные Богом. Народ, который обещался сохранять веру и передавать дальше, последующим поколениям. Однако, по прошествии сотен лет, избранный Богом народ перемешался с язычниками, преступил обещание и начал поклонятся идолу, бездушному бесу. Но высочайший Господь не оставил без помощи Своё творение, пришёл и в эту землю израильскую, чтобы спасти заблудший род человеческий, проведя земную Свою жизнь в унизительном служении и отдал её в искупление многих: «ибо Сын Человеческий пришёл взыскать и спасти погибшее» (Лк., 19:10).
Спасение приходит к человеку именно тогда, когда Христа принимают как личного Спасителя. Закхей принял Иисуса не только как временного гостя в своем доме, но как Того, Кто будет жить в храме Его сердца, которое облагородилось после отвержения своих грехов через искреннее покаяние. Однако книжники и фарисеи обвиняли его, роптали по поводу того, что Христос пришел к нему в дом. Но Господь признал в нем сына Авраама, потому что «верующие суть сыны Авраама» (Галатам 3:7). И показал горделивому народу, как ошибочны были их волнения, как ошибочны были их основания, на которых зиждилась осуждавшая толпа даже самого Спасителя за пользование гостеприимством мытаря Закхея.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 94 зач., XIX, 1-10.
1 Потом Иисус вошел в Иерихон и проходил через него.
2 И вот, некто, именем Закхей, начальник мытарей и человек богатый,
3 искал видеть Иисуса, кто Он, но не мог за народом, потому что мал был ростом,
4 и, забежав вперед, взлез на смоковницу, чтобы увидеть Его, потому что Ему надлежало проходить мимо нее.
5 Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме.
6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью.
7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку;
8 Закхей же, став, сказал Господу: Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо.
9 Иисус сказал ему: ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама,
10 ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее.
|