Неделя о мытаре и фарисее. Воскресная проповедь. Печать
PSX 20200209 182226

9 февраля 2020 года. Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Лк., 18:10-14 О мытаре и фарисее).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

Спаситель говорил к народу так, как ни кто не мог говорить из живущих простонародных широких масс. В каждом Его слове был глубокий и осязательный смысл со всевозможными формами, дающими безграничную надежду и радость, сопряжённую исцелениями немощных и страждущих сердец. Бедным, которым Он благовествовал, слепым, зрение которым Он открывал, глухим, которым возвращал слух, погибших, которых Он взыскивал и спасал – все они с искренней и восторженной благодарностью теснились около своего доброго пастыря и великого Врача. Он поучал их к долгу веры и показывал, что на неотступную, усердную молитву непременно последует ответ.

В этой связи, большое количество народа постоянно окружало Сладчайшего Иисуса, так случилось и в этот достопамятный день. Спаситель предметно говорил им, поучал назидательными примерами лишь с тем, чтобы коснуться сердец всех своих добрых слушателей. Его многочисленной аудиторией в большей степени были мытари и грешники, а фарисеи и книжники по обыкновению своему роптали и презирали всякий в его славной красоте рассказ и не допускали поучение в своё окамененное сердце. Однако Христос пытался и для них найти благостные жизненные примеры, чтобы притчей коснуться их костных сердец. Ибо кто совершенства приписывает не Богу, а себе и допускает до себя высокомерие, низвергает себя на самую низшую степень и уподобляется бесу.

 «Сказал также им притчу о том, что должно всегда молиться и не унывать, говоря: в одном городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился» (Лк., 18:1-2). И вот к этому судье приходит одна вдова, живущая в том же достопамятном городе. И просит судью: заступись и защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел ей помогать. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стесняюсь, но, как эта вдова не дает мне покоя, сделаю, как она просит, чтобы не приходила больше и не докучала мне. Слышите, что говорит судья неправедный? - сказал Господь. Неужели вы думаете, что Отец Небесный не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? Но говорю вам, что подаст им защиту вскоре.

far6isey i mytar mini maxresdefault9

Слушающие Его фарисеи были уверены в себе, что они праведны и почётны, тем самым уничижали других и таким образом впадали в пагубную богопротивную страсть высокомерия. Спаситель же сказал им следующую притчу: «два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь» (Лк., 18:10). Ревностный исполнитель закона, фарисей стаял в центре храма, ближе к алтарю кадильному и на видном месте  молился сам в себе так: «Боже, благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, прелюбодеи, или как этот мытарь» (Лк., 18:12». Выполняю все законы, пощусь два раза в неделю, отдаю десятую часть из всего, что приобретаю. Он кичился праведностью и благодарил Бога так-же, как это видимо делал всегда, сличивая себя с грешными мытарями и на этом фоне считал себя весьма праведным человеком.

Фарисей – человек, воспитанный в среде израильского народа, блюститель закона, мудрец  и учитель Торы, тот, кто её изучал и объяснял. Он с детства воспитывался в среде церковных уставов и глубоко знал Закон. Однако, никому не следует судить о своей праведности, исходя из собственных представлений. Евангельский фарисей пребывал в состоянии человека, который в основу жизни полагает свои добродетели, надменно выставляет это внешнее служение на показ, приходит в храм только для того чтобы похвалиться перед Богом и потому выходил из него всегда менее оправданным. От внешнего служения и народного почитания фарисейская среда, всё более внешне проявляющая знания об исполнении закона, величалась в глазах народа, да и в своих собственных глазах.

Мытарь - был человеком сборщиком податей для римского государства. В новозаветные времена Иудея была одной из провинций Римской империи. Налоги и пошлины собирало не государство, а арендаторы отдельных областей. Для этого они нанимали особых чиновников – мытарей (как правило, из местного населения). Соплеменники справедливо ненавидели мытарей за то, что они служили римским оккупантам и пользовались своим служебным положением для своего личного обогащения. И вот евангельский нарушитель закона мытарь пришёл в храм, и с сердечным сокрушением, опустив свои глаза, повторял сердечную вопль, просил у Бога милости. Его рассудительным и молитвенным критерием – мерою праведности - служил Бог.

«Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк., 18:13). Быть может мытарь стоял в начале  храма, там, где был предел Соломонов, куда пускали язычников. Он, ударяя себя в грудь и сокрушаясь в своей греховности осознавал, что ему не остаётся ничего другого, как молить Отца Небесного, Бога о прощении, полагаясь на Его милость. Слушающим Его, Господь говорит: «Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится»  (Лк., 18:14). Ибо праведностью фарисея, мерилом собственной праведности служили ему «другие люди».

Владыка, митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий в прошлый год, в неделю «о мытаре и фарисее» - подчеркнул суть этой притчи: «Это евангельское повествование перед началом подготовки к Великому посту учит нас правильной молитве. Молитва – это фундамент всего духовного делания, которое мы будем совершать в течение святого поста. Она – основа и невкушения скоромной пищи, и воздержания в языке, и неосуждения, и всех других добродетелей. Молитва – это наша беседа с Богом. Если человек беседует с Богом, он не отвлекается, не уходит от основного содержания своей жизни, и тогда наша молитва будет такой же, как молитва мытаря, тогда нашу молитву будет слышать Господь, и тогда Он скажет, что мы выходим из храма оправданными».

 Аминь.

mytar i farisej20

Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 89 зач., XVIII, 10-14.

10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что́ приобретаю.

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.