Неделя о блудном сыне. Воскресная проповедь. Печать
IMG 20200216 100419 compress9

16 февраля 2020 года. Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Лк., 15:11-32 О блудном сыне).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

Уже даже в начале своего служения, Иисус с божественной кротостью отвечал фарисеям на обвинение – почему Он ест с грешниками и беседует с ними. Со ссылкой на место в священном писании Спаситель указывает им на глубокое изречение пророка Осии: «Пойдите, научитесь, что значит: „Милости хочу, а не жертвы“» (Мф., 9:13), в этих строках выражается особое отношение Бога к человеку. Затем укоряя их житейскую гордость, надменность и бессердечие, вразумляет их пословицей: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные» (Мф., 9:12). Однако возражения не прекращались и неустанные враги всякий раз поднимали гневный и презрительный ропот.

Но, Спаситель отвечал им простым назиданием и оправдывал Свои поступки, яснее и блистательнее, чем когда-нибудь прежде. Чтобы умягчить их костные сердца, раскрывает им цель любви Божией, что Сын Человеческий пришёл в мир для того, чтобы взыскать грешников и призвать их к покаянию. Что всякий грех и наказание, всякое покаяние и прощение находятся в глубочайшей тайне божественного милосердия Божия. Хотя фарисеи видимо и не подозревали, что покаяние может даже блудницу и мытаря привести в более тесное общение с Господом, чем вся изысканность тысячей форм бесчувственного и неблагопристойного их лицемерия.  И заимствованную из простейших опытов обыденной жизни притчу, которую мы сейчас услышали, Иисус излагает им.

У некоторого человека было два сына; и сказал младший отцу: отче! дай мне следующую часть имения, какая мне принадлежит. И отец не стал вступать в спор с сыном, но выделяет неразумному юноше принадлежащую ему долю. В этой притчи проявляются нити сокровенного, ибо Бог сотворил человека по образу Своему и по подобию, которое заключается в том, что человек наделён свободой и способностью мыслить. Однако куда эта свобода может привести? Умного, к праведной жизни во Христе, в согласие с совестью и полному послушанию воле Божией. Иного же наоборот, затянет в такие сети безрассудства, что теряет подобие и образ божий. Из настоящей притчи видим, что отец не покушается на свободный выбор своего младшего сына и даже преждевременно отдаёт ему часть наследства.

liahonlp.nfo o ba1 frostad-prodigal-son-turning-point-with-pigs img20thm
Однако неправильный выбор младшего сына судьбоносно приводит его в жалкое состояние: «По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно» (Лк., 15:13). Вначале всё было хорошо, пока монеты находились в его руках. Но когда все средства истощились, друзья с которыми он блистательно пиршествовал, почему-то исчезли из горизонта его мотовства. Затем наступает новый этап его распутной жизни: нищета и голод преследуют его по пятам. В стране, где он жил настал великий голод и он был вынужден подчиниться жалкой и грязной доле свинопаса: «и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней» (Лк., 15:15).

Как мы знаем, в Иудее выращиванием свиней занимались люди, так сказать, потерявшие образ божий и только с одной целью, чтобы обогатиться. Поэтому разведение свиней считалось делом нечистым (особенно унизительным). Однако неся грязную долю свинопаса юноша даже не получал желаемого пропитания. Он был рад наполнить свое чрево рожками, которыми питались свиньи, но их никто не давал ему. Наконец придя в себя, стал размышлять: что пасть ниже, чем он сам, было уже некуда. Он вспомнил о довольстве, даже последних рабочих, в доме своего отца: «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих» (Лк., 15:17-19).

В таком отчаянном размышлении у блудного сына проявилась или выработалась свобода выбора для принятия этого правильного решения. Его чистосердечное признание, смирение и сокрушение сопровождалось отчаянным воплем, которое вызвало в его сердце покаяние и слёзы. Сын покинул языческую страну и поспешил навстречу к своему справедливому отцу. И когда он был еще далеко, отец, словно всё это время ожидал его возвращения, тотчас вышел навстречу, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему, как сказано в притче: «отче согрешил против неба и пред тобою, и уже недостоин называться сыном твоим» (Лк., 15:21).

bls20202020 

Отец даже не стал до конца выслушивать его покаянную мольбу. «сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться» (Лк., 15:22-24). Своим властным решением приказал рабам принести и обувь на ноги его – в знак прощения и восстановлении во всех его сыновних правах. Удивительно, что ни одного слова упрека не прозвучало в адрес блудного сына. Это и означает, что когда Бог прощает истинно покаявшегося грешника, то Он забывает его грехи и не вспоминает о них более.

Возможно, что на такой самой высокой ноте можно было бы и закончить эту поучительную евангельскую притчу, однако гневный ропот старшего сына обстоятельно показывает надменность фарисеев. Истинная праведность жизни блюстителей закона – заменилась пустыми формами и обрядами, ошибочно принимая бессердечную исключительность - за истинную чистоту. А внезапное пение и ликование в родительском доме, вынудили старшего сына призвать одного из слуг для расспроса: что это такое происходит? Ему сказали: вернулся брат твой, и отец приказал заколоть откормленного теленка и приготовить величайший пир и веселье в своём доме.

Старший сын выразил разгневанное неудовольствие по поводу услышанного ликования, рассердился на это скорое отцовское прощение, упрекал своего отца его за нежное сердце и даже не хотел войти в дом родителя своего. В этом недовольстве видится нотка фарисейства, ведь они негодовали и докучали Иисусу: почему ешь и беседуешь с грешниками? С нами нужно беседовать, мы знатоки и блюстители Закона. Именно мы имеем притязание на необычную святость и со строгой заботливостью исполняем многочисленные обряды, а они недостойные мытари и грешники – отверженцы общества, являются предметом общей ненависти и характерного презрения.

В заключении сказанного, Спаситель сообщает, что любящий отец вышел к старшему сыну и призвал его в дом для принятия участия в пире, устроенном в отцовском доме. Но сын, с внешне-праведной злостью, сказал: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, а ты даже козлёнка не дал мне, чтобы повеселиться с друзьями моими. А когда этот непутёвый сын, расточивший имение с блудницами, вернулся, ты, даровал ему скорое прощение. Отец же отвечал ему: «сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (Лк., 15:31-32).

Известно, что такая само-праведная злость, такой безжалостный и отталкивающий недостаток любви и есть более закоренелое зло, или даже болезненный недуг, который гораздо труднее увидеть в себе самом и излечить его из собственного сердца. В своей проповеди по окончании вечерни в праздник «Рождества Христова» владыка митрополит Меркурий подчеркнул: «Быть настолько близким Богу значит отвечать тем высоким критериям духовности, нравственности, которые явил в Своем лице миру Господь и Спаситель Иисус Христос».

Аминь.

NZ I 15 1

Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 79 зач., XV, 11-32.

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16 и он рад был наполнить чрево свое рожка́ми, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.