Неделя сыропустная. Воскресная проповедь. Печать
IMG 2020SAYT

1 марта 2020 года. Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Мф., 6:14-21  Неделя сыропустная. Прощёное воскресенье).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин 3:16).

После того, как Иисус научил Своих учеников, а вместе с тем и народ искренне молиться, Он преднамеренно, тоном предостережения преподал закон не для формального обрядового исполнения, но для спасения их душ: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный» (Мф., 6:14). Прощать обидчика - значит забыть обиду. Однако покрыть своей любовью человека, это совсем не значит, что простив, снова, как и раньше пить с ним чай и душой открываясь ему в самом сокровенном. Простить обидчика это значит не помнить причиненного нам зла. Простить обиду, значит не тешить себя клокочущей местью и  мыслями о возмездии этому человеку. В одной из своих проповедей о прощении, владыка митрополит Меркурий сказал: «Простить значит покрыть любовью этого человека. Прервать грех, обиду и забыть».

imageioyfgt9o8 ll23901Z
На заре человеческой истории, описанной в Библейской книги – Бытие, наши прародители Адам и Ева злоупотребив своей свободой, нарушили Божественное установление, почему и понесли ответственность за свою вину. Что же сделал Бог?  Бог вынес приговор и изгнал прародителей из Рая. К входу во врата рая был приставлен архангел с огненным мечом, который преградил им путь назад. Но так же Бог пообещал: «семя жены сотрет главу змия» (Быт., 3:15).  Бог обещал, что покроет любовью их грех. Но это не значило, что теперь можно каждый день, снова ходить к древу и вкушать плоды и тем самым повторять грех. Посему чтобы зло и грех не стали вечны, Бог лишает праотцев возможности вкушать плоды древа жизни и изгоняет их из рая.
52202023263
Задавленным бременем простой обрядности преданий Иисус сказал: «Когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою» (Мф., 6:16). «А когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,  чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно» (Мф., 6:17-18) – учил Господь всех, кто окружал Его в этот достопамятный день. Проповедовать Истину рассеянным овцам, оказывать милосердие погибшим – вот в чём заключается главная цель, для которой Спаситель явился среди людей.

Однако, Господь напоминает нам, что нельзя жизненно совершенствоваться и надеяться лишь только на своё земное богатство. Разве не должны памятовать, что здесь мы ненадолго, что разлучились с Христом лишь на короткое время, потому что Спаситель сказал нам держать в мыслях: «Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидёт Сын Человеческий» (Мф., 25:13). Если же целью повседневной жизни человека было богатство и алчная нажива, горе такому человеку, потому что в более многозначительных словах Господь общедоступно открывает нам тайну нашего же сердца: «ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф., 6:21).Спаситель более чем назидательно возрождал многих из тех, за кого был готов отдать Свою жизнь: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут» (Мф., 6:19-20).

Однако этими спасительными словами Христос не призывает всех нас к аскезе, Он не требует нас оставить всё мирское и материальное благосостояние. Ведь это удел для того, кто всем своим существом взваливает на себя особый исповеднический подвиг, поселяется в монастыре для стяжания духовного совершенствования. В нашем случае, в общем то живущие в мире, должны с благодарностью пользоваться благами, которые подаёт нам Господь.Необходимо понимать, что пост – безусловно, есть подвиг полезный и обязательный для человека. Если разумеется он чувствует, что его личный пост способствует в нём умерщвлению всего злого. Цель же самого поста для сотворенного Творцом человека, победить в себе собственную гордость и злую живущую страсть. Но бесполезен пост тем, кто постится для вида, из духовной гордости и вряд ли принесёт себе душевную пользу. Истинный пост не есть простое воздержание от пищи, а скорее состоит в любви, покаянии, делании правды и очищении своего сердца через усиленную молитву. Преподобный Варсонофий говорит: «Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей».

Человеческое сердце, которое в своей жизни имело составною частью лишь материальное и плотское попечение, вряд ли сможет войти в Божественный рай, где обитает Истинная правда и чистота. Но если человек проведший жизнь в терпении и благодарении с несением креста своего, принимая возложенное на него как из рук самого Бога и при этом, старательно собирая спасительное богатство на небесах – получат великую награду с вечной славой в веке будущем. Не раз случалось в жизни нашей, когда в жалобном отчаянии говорили Господи, как тяжело мне. Ты один знаешь мою праздную жизнь и на Тебя мое упование. Даруй мне Господи видеть свои прегрешения и искать радость и славу иного мира, искать сокровище в невидимых и вечных вещах и в них полагать своё счастье.

Аминь.

71866lihfg76384

Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 17 зач., VI, 14-21.

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое,

18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.