Сёстры Лазаря, Марфа и Мария соделали Спасителю вечерю, и с радушным гостеприимством приготовили ужин, в собственном доме пригорода Иерусалима, в селении с названием Вифания. В присутствии своего возлюбленного и чудесно возвращенного брата они не могли сдерживать своих благодарственных чувств к глубоко обожаемому Господу, поскольку ещё четыре дня назад они осиротели, и со всей тяжестью хоронили своего любимого брата. В скорбном погребении участвовали не только они, но и многие жители города именитые иудеи, прибывшие утешить знатных сестер. Число собравшихся в этот достопамятный день посмотреть на Пророка Назаретского и на человека, которого Он воскресил, было большое множество.
Между тем, Мария не могла дольше сдерживать своих чувств к обожаемому Господу. Она встала, взяла алавастровый сосуд нардового драгоценного мира и сокрушив его, возлила благоуханную влагу сначала на голову, а потом и на ноги Иисуса. Описываемое драгоценное миро, если сравнить с настоящим временем сегодняшнего дня – это очень дорогой парфюм. Но в те стародавние времена высокий алавастровый сосуд с длинным и узким горлышком запечатывался наглухо воском или глиной, чтобы содержимое не испарялось, а закупоренный флакон свидетельствовал об особой ценности благовония. Вследствие чего воздух просторной комнаты наполнился сладостным благоуханием. Однако, эта пожертвованная драгоценность была бесконечно мала в сравнении с той любовью, которую оказывала Иисусу Мария.
Тут присутствовал один из учеников Спасителя, Иуда Искариотский, которому этот поступок был во всех отношениях ненавистен и противен. И теперь при виде щедрой жертвы Марии сознавая, что все это пропало и потраченная большая сумма безвозвратно потеряна, сказал: «К чему такая трата, и почему бы не продать это миро за триста динариев и раздать нищим?» (Ин., 12:4) Это словесное покрывало, которым воспользовался Иуда, чтобы даже от самого себя прикрыть низость своих побуждений, так как в действительности он был вор, и поступление денег в находившийся в его заведывании ковчежец дало бы ему возможность через порок алчности увеличить свою личную казну. Однако, неуспех в борьбе со своими собственными искушениями и разочарования во всех ожиданиях постепенно усиливало в предателе ненавистное отчуждение.
Нередко в наше время приходиться слышать о том, что Церковь тратит большие деньги на украшение храма, а могли бы помочь больницам, детским садам и домам, пожилым и голодным. Но в большей степени зачастую грешат при полном свете своего собственного самосознания; обыкновенно они ослепляют себя ложными предлогами и неправильными побуждениями. Но не стоит обижаться, а нужно просто осознавать, что каждый должен заниматься своим делом. Спаситель не позволил этому бездушному негодованию, заразившему уже некоторых из его простодушных учеников распространиться дальше и на леденящее пустое замечание ответил так: «оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего. Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда» (Ин., 12:7-8).
На следующий день, с наступлением утренней зари Христу уже надлежало идти в священный город. Он сказал ученикам, чтобы они вошли в определённый двор селения и там нашли ослицу на привязи и ослёнка с ней. Этого молодого осленка, который был пригоден для священной цели, и на котором никто никогда не восседал и ярма не возлагал, следовало привести к Иисусу. Ученики поступили так, как сказал Христос и в указанном месте нашли ослицу и молодого осла. Когда же отвязывали животных, их спросили: для чего вы это делаете? Но ученики отвечали: Они надобны Господу. Жители же тотчас позволили взять им эту неразлучную пару. И повели их к Иисусу, накинув свои одежды на осленка, и исполнилось пророчество: «не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле» (Ин., 12:15).
Воссев на молодого осла - торжественное шествие двинулось. Иерусалимляне узнали, что Иисус, воскресивший Лазаря, идет в город и порыв величайшей радости провинциалов, невинный восторг галилеян повёл жителей навстречу ученикам, которые сопровождали Сына Человеческого: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин., 12:12-13). Народная толпа ликовала от радости и торжествовала от величайшего победного шествия грядущего Царя. Многие из народа устилали Ему путь своими верхними одеждами, срывали ветви пальмовых деревьев, ветви смоквы и каштановых дерев и бросали их пред Ним.
Между тем архиереи и фарисеи негодовали от того, что народная толпа в порыве восторга восклицала «Осанна! Благословен грядущий во имя Господне» (Ин., 12:13), и младенцы на руках своих матерей, вдруг сказали: «Осанна Сыну Давидову!» (Мф 21, 15). Среди толпы было несколько фарисеев, для которых восторг народа был острее меча, они же с презрением и враждебностью сказали Ему: Учитель, скажи чтобы замолчали. Иисус отвечал им: разве вы не читали, где сказано «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу» (Пс., 8:3). Если они умолкнут, сказал Он в ответ, тогда камни возопиют. С необычайным волнением, видя народное шествие, спрашивали и другие, кто это? А им отвечали: это Иисус, пророк из Назарета галилейского.
Иные, с высокой мессианской надеждой радовались, другие с гордостью торжествовали, а Христос вошел в храм и Его сердце опять наполнилось сильным негодованием. Он увидел, что мозаичные полы и изящные колоннады были переполнены гуртом волов и овец, продавцами голубей, а меновщики денег сидели за столами. Он выгнал отсюда всех, и никто не осмелился воспротивиться Его сокрушающей ревности. Вот таким образом, среди тщетных попыток врагов досадить и воспрепятствовать Спасителю, возвышенно прошли часы этого достопамятного дня.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Ин., 41 зач., XII, 1-18.
1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал: 5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,
11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему.
17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
|