Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном. Воскресная проповедь. Печать
4 pasha 2

10 мая 2020 года. Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Ин. 5:1-15).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

С северной стороны Иерусалима у Овечьих ворот находилась Вифезда - дом милосердия, с каковой рядом располагался пруд. В известные периоды в этом водоёме вода возмущалась, и живительный источник наполнялся удивительно целебной силой и поэтому, несомненно, оказывал самое благодетельное влияние и укрепляющее свойство на здоровье человека. Этого было достаточно для того, чтобы множество больных, страждущих и отчаявшихся людей стекались сюда с целью получения целительной силы, кто погружался в неё первым. Вследствие чего от известных причин (схождение ангела) происходило движение вод, которое периодически повторялось три - четыре раза в неделю.

Мимо этих самых Овечьих ворот проходил Иисус – пророк из Назарета, который и  обратил Свой взор на страждущего бедняка находящегося в расслаблении от паралича. Страдалец жил в портиках этого пруда и уже довольно долгое время ожидал счастливого случая. Однако его ожидания были бесполезны, так как он сам был беспомощен, и чудесное движение воды происходило неправильными промежутками по времени и другие, более счастливые и менее слабые всякий раз опережали его и успевали раньше его бросаться в пруд. Неприглядно выглядит то, что никому даже в голову не приходило после исцеления помочь другому болящему, подобному себе, очевидно, что вода исцеляла только тело, но не душу.

Между тем, множество людей спешно двигались в Иерусалим на праздник иудейской Пятидесятницы, по еврейски - Шавуот. Однако Спаситель вознамерился сделать для праздника Свой дар несчастному бедняку. Он взглянул на него и с сердечным состраданием милостиво произнес: «хочешь ли быть здоров?» (Ин., 5:6). Собственно для этого страдалец лежал у пруда, имея лишь только одну отчаянную цель, чтобы первому войти в возмущённые ангелом воды и в благоприятный момент получить ожидаемое исцеление. Видно было, что воля несчастного страдальца была, не менее поражена параличом, чем и члены, и вся его чахнущая жизнь была одним непрерывным отчаянием.

pool-of-bethesda-949739-tablet 8739133a9af4e06bf53e3b90e052ba97 bet3hesda29

Не поднимая своей головы и даже не обращая своего взора на собеседника, так как эти слова едва ли могли вывести несчастного из унылого состояния, он грустно и кротко произнес: «так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня» (Ин., 5:7). Страждущий поведал Иисусу собственную повесть о долгом и тщетном ожидании чуда, так как уже долгих тридцать восемь лет страдает очень страшным недугом, однако в этой беседе вдруг возымел малую надежду, что сегодняшний незнакомец по сердечной доброте захочет помочь ему первым попасть в воду, когда она возмутится опять.

Путник же поступил неожиданно просто, так как разумел более скоро и действительно оказать ему помощь. Спаситель не стал дожидаться момента возмущения воды или ангела сходящего с неба, но повелительно сказал:  «встань, возьми постель твою и ходи» (Ин., 5:8). Голос Бога, громогласный и повелевающий всем и вся, реально пробудил в разбитом организме, ослабленным страданием, новые жизненные силы. Подобно электрическому току, пробежала по всем его изможденным суставам целительная энергия и почувствовав крепость в своём теле, страдалец тотчас выздоровел. Своим повелительным тоном Спаситель велит ему, чтобы он взял и постель свою именно для того, чтобы никто не счел это знаменательное событие за привидение.

Как любящий Отец Христос благодушно проявил милосердие и сострадание к расслабленному бедняку, но вовсе не желая огласки и всякой гласности со стороны зевак, удаляется от пруда. Сам же страдалец в радостном изумлении озирался кругом с тем намерением, чтобы увидеть своего неизвестного благодетеля, но опять-таки из-за стечения толпы не смог осуществить желаемое действие. Народная толпа была велика, и Иисус, стараясь избежать грубого возбуждения в народе, который стал бы смотреть на Него только как на чудотворца, спокойно удалился. Формализм и привязанность к внешним формам обрядности в полной мере приводит к вымиранию внутренней силы и полному возрастанию безверия.

«Сегодня суббота, не должно тебе брать постели» (Ин., 5:10), - говорили иудеи исцеленному, так как в их глазах это был вопиющий случай нарушения их закона. Кто меня исцелил - отвечая им счастливец, Тот мне сказал: «возьми постель твою и ходи» (Ин., 5:11). Фарисеи упрекали исцелённого в нарушении субботнего дня, а так же  желали узнать имя нарушителя субботнего покоя. Не желая уразуметь великому чуду, чудесному исцелению человека, они добровольно смежили себе глаза для добра, а мнимое нарушение субботы постоянно выставляли на вид. Они забыли, что суббота учреждена в видах милосердия и предназначена для защиты угнетенных людей от тяжести чрезмерного и непрерывного труда.

Необходимо помнить нам слова еавнгелия: «И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы» (Мк., 2:27). Закон Моисея велел даже наёмника не обременять сверх меры трудом, а давать облегчение. Субботний день был праздником и служил в помощь людям. Суббота, у иудеев, это день общение с Богом, отдых и покой в радости созерцания Божиего творения, перерыв в житейской суете. И Спаситель именно в этот день милостиво совершает исцеление. Жалкие формалистические выводы бездушного предания с важностью указывали, что в субботу нельзя было носить сапогов подбитых гвоздями, потому что они составляют бремя и нарушают день субботний, а без гвоздей носить можно.

Согласно закону, исцелившийся бедняк пришёл в храм воздать благодарение Богу за неожиданное и чудесное обновление своей безотрадной жизни. Там же в храме он встретил Спасителя, Который обратился к нему уже знакомым ему голосом, звучным тембром поднявшего его с болезненного одра, теперь с простым, но важным предостережением: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин., 5:14). Счастливец узнал своего Целителя и переполняемый радостной вестью поспешил к иудеям и объявил им, что благодетель, который совершил над ним великое дело исцеления от смертельного недуга, - «есть Иисус» (Ин., 5:15).

Аминь.

Vindecarea-slabanogului-de-la-Vitezda-2

Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 14 зач., V, 1-15.

1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда*, при которой было пять крытых ходов.

3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.