Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Воскресная проповедь. Печать
6nedla 53

24 мая 2020 года. Совершение Божественной литургии возглавил благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Ин. 34:1-38).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

В сегодняшнем евангельском чтении апостол Иоанн свидетельствует нам о ещё одном достопамятном событии, совершившемся во время земной жизни Господа нашего Иисуса Христа. Великое чудо сотворил Иисус в день субботний. Проходя из храма Ему в Иерусалиме встретился слепец, о котором известно, что он — слепой от рождения. Этот несчастный человек, сидя у дороги или у врат храма, протягивал проходящему народу свои немощные руки, выказывая весьма жалкую убогую обстановку. Нищенское положение дел и незавидная судьба заставляла его выпрашивать милостыню, чтобы облегчить и без того нищенское существование.

Иудеев воспитывали с детства в том, что все важнейшие несчастья случаются с людьми не иначе, как в наказание за их собственные грехи или грехи их родителей, дедов и прадедов. Это верование основывалось на законе Моисея, гласившем, что Бог наказывает детей за вину отцов до третьего и четвертого поколения (Исх. 20:5). Вследствие такого мировоззрения ученики спросили: «Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился он слепым?» (Ин. 9:2). «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3). Христос уважительно отказался следовать в бесплодную область такого праздного умозаключения и устранил наклонность судить о грехах других.

Отвечая на праздный вопрос, Спаситель показывает вместо причины цель, для которой этот человек родился слепым. В жизни человека много разных перипетий, и вследствие этих несчастий должны быть явлены дела Божии. Господь Бог проявляет милосердие всем тем, кто в молитве поднимает руки к Небу, просит помощи и поддержки свыше. Многие из нас в терпении несут крест и испрашивают помощи, укрепление собственных сил для того чтобы нести его без ропота в этой быстротечной жизни. Жизнь всего лишь маленький отрезок пути, школа, в которой мы учимся жить с Богом. В конце концов, наступит тот час, который соединит нас с Творцом.

jesus heals helps2 fJJ0VedgGeo11 DZYVvafUMAAEAOJ

Бог есть жизнь и вряд ли нужно страшиться нам перехода в эту вечную жизнь, того неминуемого часа, который подведет итог всей нашей жизни. Подлинное величие человека не в том, что его объединяет с тварью и вещественными предметами, которые служат средством для существования, а в том, что его роднит с Богом. «Подлинное величие, слава и честь человека состоят в том, что он создан по образу и подобию Божию» (Догм. богословие стр. 218). Человеческая душа не является пленником в теле, но гармонично слита с ним и никогда бы не хотела оставить его, и не делает этого, пока болезнь или внешняя сила не принудят её.

Милосердие Божие не могло остаться в стороне от несчастного и жалкого человека. По этой причине Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепорожденному. Огромное количество чудес Господь Иисус Христос совершал одним только божественным словом Своим. Однако здесь мы слышим, что Сын Божий использует особенные, предварительные действия. Возможно, все это нужно было для возбуждения веры в исцеляемом - дать ему понять, что сейчас над ним будет совершено чудо. «И сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9:7).

Слепец в точности исполнил все данные указания и был вознаграждён. Сам ли он, каким - то образом достиг купели Силоама или его отвели туда сердобольные люди нам неизвестно, но, тем не менее, умывшись в водах, слепорожденный прозрел. Евангелист поясняет, что источник «Силоам» значит - «посланный», который наполнялся водой с разных сторон, но в большей степени с горы Сион в общий бассейн. Таким образом, эти воды были водами святилища, живыми водами способными исцелять. И за много веков до сотворённого Господом чуда, он так и был для Иудеев, источник – Силоам (посланная вода).

Человек этот хорошо был известен в Иерусалиме, как всем примелькавшийся слепой нищий и чудесное появления его зрячим, произвело сильное смятение на соседей и знавших его прежде. Некоторые   говорили между собой: «не тот ли это, который сидел и просил милостыни?» (Ин.9:8). Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я. Тогда соседи и жители едва верили его собственному заявлению и спрашивали у него: как открылись у тебя глаза? «Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел» (Ин. 9:11).

Безумная толпа в недоумении расспрашивала и терялась в догадках от рассказа бывшего слепца, и поэтому пришли к мнению, вопреки здравого смысла, отвести его в великий синедрион, к самым активным фарисеям, чтобы засвидетельствовать чудо. Но эта история прибавила к их изумлению и новое основание для негодования, потому что и это исцеление совершено было также в субботу. Тогда некоторые из книжников и фарисеев говорили: «не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы» (Ин.9:16). Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? Однако разбирательство и расследование этого дела привело их во враждебность между собою.

В силу особого значения субботы в жизни евреев слово «суббота» в Ветхом Завете иногда означает праздник вообще, то есть день покоя от всяких житейских дел (Лев. 16:31). Иудеи посвящали день субботний духовному росту и прославление Бога, однако их ревность об обрядах поглощала всё существенное в религии. Но Спаситель совершал дела милосердия именно в субботу для того, чтобы делом и словом разъяснить закон четвёртой заповеди, защитить от превратных толкований, так как дела милосердия позволительно делать в субботу, и субботний покой должен соблюдаться не столько ради самого покоя, сколько ради дел, творимых в субботу. Бог есть источник жизни и субботы устроитель, а там где нет Бога, там жизнь прекращается.

Дошло до того, что раввины запрещали мазать брением в субботу даже один из своих глаз, кроме случаев смертельной опасности. Иисус же не только помазал оба глаза слепцу, но даже мешал слюну с пылью! Это дело милосердия находилось в глубочайшем и внутреннем согласии с самыми основами установления субботы и теми нравственными уроками, постоянной провозвестницей которых она предназначалась быть. Однако дух мёртвой буквы закона давно уже низвёл субботу с высоты истинного её назначения на степень пагубного суеверия. Необычайное чудо милосердия пробуждало в них меньше изумления и благодарности, чем негодование за нарушение субботы.

Снова сварливые фарисеи говорят слепому: «ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк» (Ин. 9:17). Тогда Иудеи не поверив, что он был слеп от рождения и призвали родителей сего страдальца. Народная толпа собралась вокруг всей процессии и пришедших родителей, шум и гам стоял с неподражаемой живописностью. Первосвященники спросили родителей: «Это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?» (Ин.9:19). Родители держались простой правды и сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.

Уже сложилась молва в народе, что иудейские власти постановили произносить отлучение от синагоги всякому, кто осмелился бы признать Иисуса Мессией и по этому родители его отвечали уклончиво, так как боялись фарисеев. Родители этого слепого хотя и не являлись непосредственными очевидцами его исцеления, тем не менее были совершенно уверены в нём, и им следовало бы, прославить Того, кто оказал их сыну такую великую милость. В действительности же им недоставало мужества сделать этого и поэтому они ссылаются на самого слепорождённого и к нему отправляют судей фарисейских: «он в совершенных летах; самого спросите» (Ин. 9:23).

В страшном смущении, почти достойном сожаления, говорили фарисеи слепцу: «Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он» (Ин. 9:29). Но мужественный слепец смело и открыто сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи. И ещё знаю, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего. Не в силах более сдержать взрыва своего негодования фарисеи сказали: «во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь?» (Ин. 9:34). Обнаружив, что уже не способны отвечать на его аргументацию и выносить её в порыве гнева прервали свой разговор и выгнали его вон.

Простой нищий рожденный во грехах, новый свидетель истины и первый исповедник Иисуса не оставляется без попечения Свыше. Иисус услышав, что выгнали его вон, и нашел его и сказал: «ты веруешь ли в Сына Божия?» (Ин. 9:35). Прозревший услышал знакомый голос Того, Кто повелительным тоном предложил ему идти и умыться в водах Силоама. Ведь Спаситель всегда обращает и на нас Свой божественный взор и милостиво становится на защиту Своих свидетелей. Этот нищий с верой в Обетованного исповедует свою готовность принять Его и сблизиться с Ним, поэтому и говорит: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? «Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою. Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему» (Ин. 9:37-38).

Аминь.

iscelenie slepogo

Евангельское Чтение

Лит. -  Ин., 34 зач., IX, 1-38.

1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2 Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

5 Доколе Я в мире, Я свет миру.

6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,

7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего

19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым, 21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.

22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.

24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.

33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.