Однако непросвещенному Божественным Светом человеку трудно понять цель своей собственной жизни на земле, потому что он живет во времени. Исповедник Максим пишет: «В него (человека), как в горнило, стекается всё созданное Богом и в нём из разных природ, как из разных звуков, слагается всё в единую гармонию». Поставляется на земле иной ангел, составленный поклонник Богу, который через умосозерцание и обладая свободой мышления, достигает обожения. Следовательно, творение Божие умереть не может, смерть всего лишь переход в вечность, душа человека – бессмертная струя дыхания Божества. Бог есть жизнь, ибо там, где нет Бога, нет и жизни – всё безжизненно и мертво.
Но Благой и Преблагой призывает Своё творение на истинный путь и возвращение к источнику жизни, являя Себя человечеству. Божественная Благость наставляет апостолов и всех кто способен Его услышать: «Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным; а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» (Мф. 10:32-33; 10:37). Его слова удивительны, так как образ действия исповедания может подвергнуть нас многим поношениям и скорбям.
|
|
То, что мы имеем и с чем соприкасаемся в этом житейском мире, имеет временность и служит нам на потребу. Бог же есть вечность ибо не колеблется в Своих решениях и Его святая воля, наделённая могуществом, никогда не остаётся неисполненной. Однако напоминает, что любить ближнего - великое дело, ибо Бог есть любовь: «возлюби ближнего твоего, как самого тебя. Иной больше сих заповеди нет» (Мр., 12:31). Любить ближних своих: отца и мать, сына или дочь – венец всех добродетелей. Однако насколько больше мы должны возлюбить Бога, подражать Ему, жить по заповедям, быть готовым оставить всё земное ради Христа и даже потерять сообразно приобретения вечного.
Бог призывает нас к истинной любви, так как Его действия в мире есть также проявление благости к человечеству. День проходит, а с ним и наши попечения о хлебе насущном, а Бог неизменно остаётся и жизнь в Боге так же сохраняется. Итак, говорит Господь: «и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38). Крестоношение - наша реальность: радость и скорби и труд и болезнь, печаль и воздыхание, и со всем этим, что выпало нам на нашу долю следует идти за Христом, двигаясь к Нему и подражая Ему, уподобляясь Ему в той мере, какая возможна для нас. Это подражание - уподобление и состоит в том, чтобы исполнять заповедь, которая приближает нас к Богу.
Бог, которому мы служим, и которого мы любим, и которому мы кланяемся – дает нам великое утешение в выполнении наиглавнейшей заповеди: «Аз есмь Господь Бог твой, да не будут тебе бози инии, разве Мене» (Исх. 20, 2—3). По этому жизнь, семья, мать, отец, дети переходят на второй план и надо помнить, что наших близких нам подарил Бог. В этом назидании Христос касается самого священного нашего долга, говорит нам с предельной ясностью, что мы должны предпочитать Его самым любимым, тем, кого мы должны любить больше всех. Следовать за Христом, быть верующим в Него, может иногда вызывать противостояние наших самых близких.
Петр апостол сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам? «Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых. И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную» (Мф. 19:27-28). Любовь к Христу ставиться выше любви к земным приобретениям и родственным связям и придаёт особый смысл, как к стяжательствам, так и родственным отношениям.
С пришествием Богочеловека в земной мир всё меняется. Меняются и ценности и мерила, и весь суд принадлежит Богочеловеку. Жизнь вечная будет во всем отличительной в сравнении с земной жизнью, так как: «Многие же будут первые последними, и последние первыми» (Мк. 10:31). Господь выражает божественную мысль, что земное положение человека (богатство, общественное положение, звания, титулы и проч.) могут не соответствовать Божественному воздаянию когда в пакибытии сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Мф., 38 зач., X, 32-33, 37-38; XIX, 27-30.
Глава 10.
32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным;
33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцем Моим Небесным.
37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;
38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.
Глава 19.
27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?
28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною,- в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.
29 И всякий, кто оставит до́мы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.
30 Многие же будут первые последними, и последние первыми.
|