«Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?» (Мф. 6:22-23). Если же наше внутреннее око - лукавое и устремлено к злу и развращенности, к приобретению славы на земле, то, соответственно, в зависимости от того, куда оно смотрит, туда и будут направлены наши поступки и вся наша жизнь. И тело наше будет темным, как у мертвого человека, так как физическое око, как губка впитывает в себя все, что замечает глаз. Входящее через этот орган поражает наш ум и затемняет тело. От этого мы скорбим, печалимся, болеем и даже умираем.
Спаситель сердечно говорит, что нельзя работать и Богу и маммоне. Маммона - сирийское слово и подразумевает совокупность страстной привязанности к земным богатствам и наслаждениям мира, не знающего и не желающего знать Бога. Нельзя быть верным Богу и в то же время думать о наживе и безумно тянуться к вещам мира сего. Поэтому нужно жить так, чтобы каждый из нас заботился, прежде всего, о душе, собирал сокровища небесные и не служил маммоне, чрезмерно усердствуя в обеспечении себя едой, питьем и одеждой, а служил Богу и заботился о спасении души своей и устремляться к достижению Царства небесного. Стремиться к Свету, должен порываться всякий, ибо Он есть Христос – Свет мира.
«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?» (Мф. 6:25-26). Даже самый невнимательный человек не может не поражаться этой назидательной проповеди, которая сладостно лилась среди покоя и красоты ясного неба из уст самого Спасителя. Он никогда не оставит Своего почитателя, того кто ищет Его своими духовными очами и следует путём Его божественной воли, держится основных начал всей жизни нравственной.
Все эти дела благочестия надлежит совершать единственно из любви к Богу в простоте, не ища земной награды. А стремление к обогащению, к переизбытку необходимого на каждый день - прямой путь к мамоне. Эта многозаботливость делает нашу жизнь бесполезной и бессмысленной, заполняет ум и отдаляет от молитвы, уводит всё дальше и дальше от Бога. Нет времени идти в храм для участия в служении Богу, тяжело стоять на молитве скажем мы - мы устали, посвятив свой день житейским попечениям. Однако заботы и тревоги нашей жизни не должны развлекать её серьёзность и возмущать покой, но всецело служить Богу, Который есть и Отец и Тот, Кто питает птиц небесных, не сеющих не жнущих.
«И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них» (Мф. 6:28-29). Спаситель удивительно сказал о полевой траве, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает её, а мы, не гораздо ли лучше? кольми паче вас, маловеры! «Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?» (Мф. 6:31). Бог никогда не отвергает наши молитвы, но отвечает на них Божественной мудростью и уберегает от многого попечения, от суеты мира сего, потому что всего этого ищут язычники.
Мир одряхлел и безумство языческого культа дошло до отвратительных излишеств того достопамятного времени. За безбожием последовал упадок нравственности и безнравственность устремилась до конца исчерпать чашу нечестия. Отойдя от духовных стремлений человек с такой же страстью отдается заботе о внешнем (пище, одежде, доме). Свои таланты отдаёт на развитие земной культуры, которая в его собственной жизни заменяет Бога и благодатную жизнь в Боге, - превращает его в язычника. Однако Иисус не оставил без Своего внимания вопиющих к Нему язычников, оказывал им всякое чудо исполненного нравственным значением. В заключении сказанного Спаситель назидает и нас словами: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Мф., 18 зач., VI, 22-33.
22 Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
23 если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма?
24 Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне*.
25 Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их?
27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?
28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них;
30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры!
31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом.
33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.
|