Неделя 12-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать
12 nedekya20 27

30 августа 2020 года. Совершение Божественной Литургии возглавил, благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 19:16-26).  

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

В сегодняшнем Евангельском чтении мы услышали добрый и поучительный рассказ об одном весьма богатом молодом человеке, высокого положения. Неожиданно для себя он пришёл к печальному выводу, что доселе преступно пренебрегал возможностью послужить спасению своей собственной души. И вот ему представляется драгоценный случай, что Тот, Кто может объяснить ему истинное назначение и тайну жизни, готов уже был удалиться от их пределов. Богообразному и богоустремленному творению Божию свойственно стремиться к вечному, к Божественному, к бессмертному, но терние любостяжания портило плодоносную почву души этого евангельского юноши.

Решившись не упустить драгоценного случая, невольник богатства прибегает в крайнюю поспешностью, спешит на встречу к пророку из Назарета, который неожиданно посетил их город. Юноше удаётся пройти сквозь плотную толпу, окружавшую Спасителя и он падает пред Ним на колени и спрашивает совета в самом главном вопросе на свете — о жизни вечной и условии ее наследования: «Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?» (Мф. 19:16). Спрашивает это с тем, чтобы не потерять ориентиры спасения своей души. Однако проблема бесстрастия выливается в проблему вечной жизни и совершенства – уравнивает понятие вечной жизни с понятием совершенства. 

«Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди» (Мф. 19:17). Юноша же ответил: какие Учитель? Разве же он не знал заповедей? Знал, конечно же. Однако Спаситель цитирует ему вторую часть скрижали Завета данную Моисею на синайской горе, на пятидесятый день после Исхода из Египта: «не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 19:18-19). Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне? Чего мне добавить, чтобы стать совершенным и унаследовать рай Божий?

jhfdouigfo slide 16edvrfbgt erZ0MRfQ2kg

Иисус взглянул на юношу и проник в его сердечную глубину. Но так как его мнение о получении вечности, сделав что-нибудь доброе, покоилось на совершенно ложном основании - Спаситель предложил ему совершить геройское дело: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19:21). Такие слова наверно и нам тяжело было-бы воспринять, ведь с земной жизнью, её комфортом тяжело нам расставаться. Однако этот пустой дым земных попечений через короткий промежуток исчезнет и не останется от него и следа. Вследствие этого Господь предлагает ему стать совершенным, освободиться от временной суеты.

Юноша не внял глубокому смыслу этих божественных слов, и не смог раздать всё и с пустыми карманами идти в след Спасителя. Услышав сие нравоучение, он с грустью в сердце и мрачной тенью на лице отошел в печали. Тяжело было ему менять земной комфорт на сокровища небесные, которые невозможно оценить или увидеть, но в которые возможно лишь только верить. «Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное» (Мф. 19:23). Это не значит, что богатый, стало быть, плохой человек. Разве богатый не может быть добрым? Зло сокрыто не в богатстве, а истолковывается в привязанности к нему, ибо они погружаются в атмосферу страстных желаний, которые обладают ими.

 «И ещё говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Мф. 19:24). Когда в Иерусалиме наступали сумерки, и Вечный город опускался в ночную тьму, городские ворота запирались. Пришедший же караван свободно не мог войти в город. Оставшиеся за пределами города караванщики были вынуждены ожидать рассвета и открытия городских ворот. Но, помимо ворот существовала  калитка, для припозднившихся горожан, так называемая  «Игольное ушко» – тесные врата, через которые мог с трудом протиснуться верблюд, если с него предварительно снять всю поклажу. Только так запоздавший житель мог через эту калитку попасть в свой родной дом.

В сегодняшней евангельской вести речь идёт о тех богатых, кто видит лишь прибыль и выгоду. Да, скажу я вам, материальные блага всё же необходимы в нашей жизни. Но при этом ещё есть обязанности и существуют обязательства обеспечивать семью, - в поте лица добывать хлеб. К примеру - необходим тот же диван, на котором, помолившись перед сном, лечь отдохнуть, провожая минувший день и набраться сил для наступающего. Однако слепая привязанность к земному, есть вероятность погибнуть для жизни вечной: «Ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). Что для человека является сокровищем, о том все его мысли и мечты, на это он тратит все свои силы и даже отдает свою жизнь.

Заканчивая сие вразумление, Спаситель отвечает на вопрос учеников, которые спросили Его: «так кто же может спастись? И посмотрев на них, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно» (Мф. 19:26). Невозможное для природы - возможно для благодати; невозможное человеку - возможно Богу. Всецело доверяясь Богу и исповедуя истинность Его благости, премудрости и всемогущества мы веруем, что можем освободиться от господствующего в нас любостяжания силою Бога, Который является помощником каждого, кто прилагает все свои усилия в освобождение от этой опаснейшей страсти.

Аминь. 

AphhqZ4jQQY

Евангельское Чтение

Лит. -  Мф., 79 зач., XIX, 16-26.

16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.