Неделя 13-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать
IMG 20200906 100325 

6 сентября 2020 года. Неделя 13-я по Пятидесятнице. Совершение Божественной литургии возглавил клирик прихода храма  иконы Божией Матери «Умиление», иерей Игорь Козуб. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Мф. 21:33-42). 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодняшнее, воскресное евангельское чтение предлагает нам притчу Иисуса Христа о работниках в винограднике.  Произнёс же Он её, вразумляя иудейских начальников и народ еврейский. Эта притча была возвещена после того, как Господь исцелил многих страждущих и нуждающихся в исцелении. «И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?» (Мф. 21:23). Как мы помним Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Ответа на этот вопрос Господь не получил от лукавых учителей народа еврейского.

Тогда Иисус сказал им притчу о сыновьях, которых отец просил идти и поработать в винограднике. Сыновья поступили по-разному, один на призыв отца отвечал: иду, государь, и не пошел. Другой же сын сказал в ответ отцу: не хочу; а после, раскаявшись, пошел. Продолжая вразумлять иудейских начальников, Господь говорит им ещё одну притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник. Под хозяином дома Иисус подразумевает Бога Отца. Как говорит пророк Исаия: «виноградник Господень – народ Израилев» (Ис. 5:7). Виноградник был обнесён оградой, ограда это - символ Закона, данного иудеям, благодаря которому они жили и имели многие духовные преимущества в деле спасения, являясь народом богоизбранным. Ограда предохраняла урожай виноградника от воров и диких животных.

Далее Господь говорит о том, что хозяином было выкопано точило. Точило представляет собой бассейн, который делали в скале или в земле копали яму, обложив камнем, в бассейне давили виноград. Была построена башня, в которой жили виноградари, охраняющие виноградник, и им была видна вся округа оттуда. Точило и башня может толковаться, как храм и алтарь Бога, который дал это народу своему, народу избранному.

Наступило время, когда нужно было отдавать плоды. И хозяин послал к ним своих служителей, чтобы взять плоды, как это было в договоре. Как и сейчас, тогда так же земля сдавалась в аренду делателям и по прошествии определённого срока им необходимо было отдать часть урожая хозяину земли. Но делатели оказались злыми. Возможно, что им нечего было отдать, а может они не захотели отдавать часть урожая. «Виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же» (Мф. 21:35-36).  Побиение камнями один из видов казни в древнем Израиле и Иудее. Так поступал народ божий, избранный, не желая быть обличенным, с посланниками Божиими – пророками, которых Господь и подразумевает в слугах, посланных к виноградарям. А слуги больше прежних –как говорит Господь – это не большее количество посланных, но слуги обладающие еще большей высотой духовной. Но и их предали смерти, побив камнями.

268173 757 089f16974a1a2770357409500edab49c D5F42zLXoAIK4ny

«Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего» (Мф. 21:37). Хозяин виноградника подразумевал, что делатели увидят сына его и придут в покаянное состояние. Он надеялся, что они поймут то, что плоды необходимо принести сыну, который передаст их отцу. И принеся покаяние перед сыном, они будут прощены отцом и хозяином виноградника. К сожалению, как мы услышали из притчи, делатели виноградника не умоляют сына, а безумствуют, и говорят друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его. Здесь Господь отсылает, особенно еврейских начальников, к их чувству зависти. Которое затмевает им глаза, ведь они видят Христа, как великого учителя и подозревают в нём Мессию, тем не менее, хотят остаться властителями виноградника – тех людей божиих, которых вверил им Бог. Они выбирают безумный способ для этого – убивают Христа и надеются остаются духовными властителями в винограднике божием.

В отлучении на некоторое время хозяина виноградника нам изображается великое долготерпение Божие, время для покаяния виноградарей. И вот, сказав притчу народу, среди которого много было книжников и фарисеев, Господь задаёт простой вопрос: «Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?» (Мф. 21:40). Слушающие Его отвечали: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои. Господь не мог обличить прямо богоизбранный народ и начальников его, так как они не стали-бы Его слушать. А на привычных и простых примерах в притче Господь подводит слушателей к правильному выводу.

Таким образом, они сами произнесли над собой приговор, естественным образом признали, что та богоизбранность по праву может быть у них отобрана, т.к. встретили Того, кто дал им это избрание, жизнь и духовное преимущество перед другими народами. И в итоге узнав Его, они Его не приняли. Жажда власти в их сердцах затмила их глаза. И далее, Господь говорит им: «неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?» (Мф. 21:42). Здесь Христос применяет к себе 22-23 стихи 117 псалма, называя Себя Камнем, который отвергли строители, то есть вожди Иудейского народа, но Который сделался «Главою угла» — стал краеугольным камнем величественного здания новозаветной Церкви. Господь даёт им шанс покаяться, но через свою зависть они лишь выражают ненависть ко Христу. В результате такого выбора и непокорства Иудеев, назначенных первоначально быть избранным народом Божиим, «Отнимется от них Царствие Божие, и дастся народу, творящему плоды Его» (Мф. 21:43), то есть новому народу Божию — всем будущим членам Царства Божия, или Церкви Христовой. Господь любит и нас и часто через обстоятельства и через людей, посланных нам, мы видим и слышим Бога. Но, к сожалению, мы иногда, как иудеи поступаем не по велению, сердца, а руководствуясь, поражённым грехом умом и своей корыстью не принимаем Господа. Как иудеи пытались уловить Христа, так и мы лавируем между предложенными нам Богом путями. Наша жизнь, как здание Церкви ветхозаветной, в которой хотели исключить основополагающий камень – Христа, так и наша жизнь не имеет основания без Него. Дай Бог нам помнить всегда эту притчу и в своей жизни, как духовной, так и остальной иметь краеугольным камнем Христа. Только так мы сможем быть тем зданием и виноградником, о котором говорил Христос тем, кто отказался от своего первородства. Помоги нам, Господи!

Аминь. 

hristos-loza-istinnaya-vino7

Евангельское Чтение

Лит. -  Мф., 87 зач., XXI, 33-42.

33 Выслушайте другую притчу: был некоторый хозяин дома, который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню и, отдав его виноградарям, отлучился.

34 Когда же приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям взять свои плоды;

35 виноградари, схватив слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями.

36 Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же.

37 Наконец, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся сына моего.

38 Но виноградари, увидев сына, сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его и завладеем наследством его.

39 И, схватив его, вывели вон из виноградника и убили.

40 Итак, когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?

41 Говорят Ему: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои.

42 Иисус говорит им: неужели вы никогда не читали в Писании: камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла? Это от Господа, и есть дивно в очах наших?