Саддукеи в диспуте силились на основании Моисея ниспровергнуть догмат о воскресении, однако Спаситель на том же основании с мудрой кротостью сердечно исправляет их заблуждение о переменчивом и разнообразном мире с миром Бога. «Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией, ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах. А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых» (Мф. 22:29-33). Что душа бессмертна и что тело должно воскреснуть, чтобы вновь воссоединиться с ней, есть неизбежная истина, потому Бог сказал эти слова Моисею из тернового куста в то время, когда Авраам, Исаак и Иаков были уже давно умершими и погребенными.
Тогда один из этих фарисеев объединившись с другими и желая искусить Спасителя, задаёт каверзный вопрос: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? «Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф. 22:37-40). Весь закон исполняется в одном слове, это – любовь. Всякое истинное послушание начинается с любви, которое делает все законным и дает основание для всего остального.
Иногда нас пугает ответ человека, который говорит, что он верующий в Бога, а поступает, как последний язычник. Когда своими устами славит Бога, а затем этим же органом бранится и делает дела губительные. Не должно быть так. Если мы верующие во Христа и надеемся на встречу с Ним, то и вера должна быть от всего сердца, которая соединяется с душой и разумением. Наша любовь к Богу должна быть искренней, а не только на словах или на языке, как у тех, кто говорит, что любит Бога, а сердце их не с Ним. Любовь к Богу должна быть исключительной, все превосходящей, ничто другое мы не должны любить больше, чем Бога. И сердце наше должно быть единым в своей любви к Богу, а не разделенным.
Фарисеи задавали Христу много вопросов по закону, думая озадачить Его, однако не в лучшем свете выставили самих себя. Теперь же, настало время и Спаситель задал им богословский вопрос: «что вы думаете о Христе? чей Он сын?» (Мф. 22:42). Они же, согласно Закона, легко ответили на этот вопрос: Сын Давидов. По словам пророка Исаии: произойдёт отрасль от семени Давидова, потомок, обещанный нашим отцам, спасёт народ Израиля, приведя его в вечное блаженство. Фарисеи признавали Христа Сыном Давида, а что Он был Господом Давида (по божеству), того вовсе не знали. Почему Иисус и научает, что один и тот же есть Сын Давида по плоти и вместе Господь его.
Затем Иисус приводит их в замешательство, так как говорит: Давид, по вдохновению, называет Его Господом? И цитирует им псалом Давида 109, стих 1, который является пророческо – мессианским: «Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Давид по вдохновению Божию, передает сказанное от вечности Господом Господу – Богом Отцом Богу Сыну, как Богочеловеку и Спасителю мира. Итак, если Христос Сын Давидов, то, как же Давид называет Его Господом, как же Он сын ему? – вопрошает их Спаситель. Никто из фарисеев не мог ответить Ему на этот богословский вопрос и поэтому они пришли в полное замешательство. Все стояли молча и удивлялись учению и никто уже с того дня не смел спрашивать Его.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Мф., 92 зач., XXII, 35-46.
35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
41Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42 что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43Говорит им: ка́к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
|