Первосвященники и начальники иудейские, осудив Иисуса Христа на смерть, сами не могли привести в исполнение своего приговора без утверждения начальника страны - римского правителя (игемона или прокуратора) в Иудее. В это время римским правителем в Иудее был Понтий Пилат, к которому и привели Иисуса. Они требовали, чтобы Его предали распятию. Пилат сказал им: возьмите Его вы, и по закону вашему судите и распните. Они же отвечали ему: мы знаем Закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что называет Себя Сыном Божиим. Пилат, услышав эти слова, еще больше убоялся и вошел в преторию, сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
Пилат, в котором ещё не угасли представления о богах (многобожие) был приверженцем языческой веры. И по мифологии древнего Рима и его собственному пониманию, боги сходили на Землю и жили между людьми. Однако облечённый властью, с чувством оскорблённого самолюбия указывает Спасителю: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя? «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше» (Ин. 19:11). Иисус говорит в ответ Пилату, что даже имея власть распоряжаться людскими судьбами он не имеет никакой власти над Христом, потому что это зависит только от Самого Христа.
Между тем, жена Пилата сообщила ему о том, что ей привидился сон, где она пострадала за этого Праведника и просила мужа: не делай ничего плохого сему Человеку. Но первосвященники и старейшины возбудили народ испросить Варраву, а Иисуса погубить. Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо́стротон, а по-еврейски Гаввафа. И сказал Иудеям: се, Царь ваш! «Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря» (Ин. 19:15). Пилат, видя, что ничто не помогает, но смятение увеличивается, взял воду и умыл руки перед народом, и сказал: невиновен я в крови Праведника Сего вы видите. Затем предал Его им на распятие.
Апостол и евангелист Иоанн был вторым сыном рыбака Заведея и Соломии, единственный апостол, который умер в глубокой старости и своей смертью. Не склонный к мирской жизни он был преданным учеником и оказался свидетелем всех событий земной жизни Сына Божия, пришедшего в мир спасти человечество. По его свидетельству, Иисуса привели на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа. И на этом месте Иисуса прибили к кресту, а с Ним и двух разбойников, по правую и по левую стороны. Никого из апостолов не было при всех страданиях, оскорблениях и уничижениях Господа, только один он любимый ученик Его, со скорбной душой и болью в сердце, печально следил за всем.
Когда же подняли кресты, то один из разбойников стал кричать: Иисус, если Ты Сын Божий, то сойди с креста и нас сними. Он просил и искал чуда, как и многие из нас. Не себя, стало быть, укорять начал, находя в своей погибельной жизни грубый изъян, а требовать, что бы Бог дал чуда, и тогда уверуем – говорил он. Но другой разбойник вдруг стал стыдить своего товарища, говоря: Или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же? и мы справедливо осуждены, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сотворил. А затем обратился к самому Иисусу: «Помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое! И услышал в ответ: Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк 23:40–43). Благодаря покаянию, заклокотавшему в его душе, благоразумный разбойник признал и исповедал пред всеми, Божественную природу Христа.
У креста стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина. «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой» (Ин. 19:26). Он назвал Её Жено, т. е. Женщина (Матерь) заступница всего рода человеческого. Потом говорит ученику: «се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:27). Возлюбленному ученику Иоанну, доверил Своё драгоценное сокровище, только ему, чистому и небрачному поручил заботы о пренепорочной Матери Своей. С того момента, Иоанн в точности исполнил божественное завещание. Стал верным хранителем спокойствия Богоматери до самого блаженного Её Успения.
Матфей в евангельской вести свидетельствует о словах произнесённых Господом накануне смерти: «Или, Или! Лама савахфани!» (Мф.27:46), - Боже Мой, Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил? Если бы Бог не оставил тело, то оно бы не умерло. И здесь исполнились пророчества. Когда же Иисус склонил голову и предал Дух, один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода. И это есть свидетельство - так говорит апостол и евангелист Иоанн Богослов. Кровь и вода были знамениями Бога, указывающими на таинства Крещения и Евхаристию. «Сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание… сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается» (Лк. 22:19–20). Вода же была, как свидетельство Духа Святого, Который во вся дни и до скончания века с нами.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Ин., 60 зач., XIX, 6-11, 13-20, 25-28, 30-35.
6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.
7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.
8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.
9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.
10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?
11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.
13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифо́стротон*, а по-еврейски Гаввафа.
14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!
15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.
16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.
17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;
18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.
19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.
20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.
25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.
26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Же́но! се, сын Твой.
27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.
28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.
29 Тут стоял сосуд, полный уксуса. Воины, напоив уксусом губку и наложив на иссоп, поднесли к устам Его.
30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.
31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу,- ибо та суббота была день великий,- просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.
32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.
33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,
34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.
35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
|