Образы, взятые по обыкновению от предметов находящихся перед глазами и окружающая обстановка того времени, послужили житейским примером многочисленному люду: «вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его» (Лк. 8:5). Семя, упавшее в торную дорогу было затоптано ногами и склёвано бесчисленными птицами не принесло плода. Продолжая притчу, Спаситель сказал о семени, которое упало в каменистую почву. Оно взошло, однако слабые и чахлые всходы, не имея влаги, куда пустить корень, засохли и также не принесли плода. А иное упало между тернием, и когда подросло вместе с ним, то эти сорняки заглушили его рост и оно не принесло доброго плода.
«А иное семя упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод в шестьдесят и даже и в сто крат. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8:8). Так сообщил Господь проповедническую в нравственной форме притчу, что возрастанию семени могут препятствовать многие опасности. Спаситель излагает огромному количеству народа наставление, народу пришедшему послушать Его в тот достопамятный день. Ученики же Его спросили: Учитель, почему ты говоришь притчею и чтобы значила притча сия? Иисус посмотрел на них и решительно сказал: вам дано знать Тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
Из этих наглядных изображений опасностей, которым подвергаются холодные и равнодушные, нетерпеливые и легкомысленные слушатели слова Божия, следует понимать, что на них возлагается ответственность за принятие или отвержение этих божественных слов. Использование притчи может быть принято как своего рода акт Божественной милости, потому что если бы они до конца понимали выраженные Им истины и отвергли их, то в будущем подверглись бы более суровому наказанию и суду, так как услышали и не уверовали. Этот столь необычайный способ назидания несомненно способствовал им главным образом в пользу от их собственной преданности этому учению.
Евангельское слово по религиозному значению делит людей на четыре категории, и даже ученики не могли понять её полного значения, потому и обратились к Учителю с просьбой о разъяснении: «Вот что значит притча сия, - сказал Иисус: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись» (Лк. 8:11-12). К первому виду принадлежат слушающие, в сердцах, которых слово истины не остается, потому, как диавол похищает его, чтобы эти люди не уверовали и не спаслись. Они принимают слово Божие, но на этом и заканчивается их вера.
Фарисеи вполне подходили под эту категорию людей. Они слухом принимали спасительное слово, а дышали ненавистью и злобой на Христа, и диавол вырывал семя из сердец их. А иное семя – слово Божие падает на камень. Вот это та категория, которые слышат слово, с радостью соглашаются и принимают его, но не имеют корня, временем веруют, а во время искушения отпадают. И семя это не приносит пользы. Такие люди веруют более разумом, чем сердцем, но идут за Христом пока есть чудеса. Спаситель кормит их дивным хлебом и исцеляет их недуги. Но как только чудеса заканчиваются и дела принимают «дурной оборот» и когда наступает время испытания их веры, отрекаются от неё.
Семя – слово Божие упавшее в терние, это та категория людей, которые слушают слово и интересуются высшей истиной, но не достигают духовной зрелости. Они не в состоянии всецело принять её из-за своей поглощённости и насыщенности заботами о материальном благе и значительно поражены житейской усладой. Семя, в сердцах этих людей «не пускает корня», а подавляется страстями, желаниями и не приносит плода. Возможно, они проявляли заинтересованность, порой искреннюю, в учении Иисуса, однако последователями Его не становились, так как побеждены сильным тяготением к материальным благам.
Наконец, четвёртая группа людей – это те, которые, приняв слово Божие в доброе сердце, веруют доподлинно всем разумением своим и возделывают почву сердца своего, творят плод в терпении: «Услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8:15). Исполняясь Живому Слову и впитавши в себя учение Христа, они оставались верными Ему любой ценой. Надо отдать этому делу всю человеческую способность восприятия истины, всю способность человеческого разумения истины, чтобы Божие слово входило в душу как истинный и спасительный свет.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Лк., 35 зач., VIII, 5-15.
5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;
6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;
7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;
8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?
10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.
11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;
12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;
13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;
14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;
15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!
|