Неделя 29-я по Пятидесятнице. Воскресная проповедь. Печать
20201227 110627

27 декабря 2020 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Лк. 14:16-24).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Некий человек из толпы возгласил: «Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!» (Лк. 14:15). Он воскликнул эти известные слова, вследствие данных обстоятельств к которым призывал Иисус. Его пустое замечание Спаситель обратил в призыв к возлежащим на пиру достопамятным поучением. Увидев, как званые выбирали первые места, сказал: «не садитесь на первые места, чтобы не случилось, что кто из званых им придет почетнее тебя, и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место» (Лк. 14:8-10). Тем самым напоминает многим: «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4:6).

Слова жизненной мудрости Иисус приводит в назидание не только жителям того евангельского времени, но и всем нам с вами. В Своей притчи Он наставнически произносит: «Один человек сотворил большой ужин и звал многих когда наступило время большого пира» (Лк. 14:16). В великодушном приглашении говорилось: придите не медлите, примите приглашение, возлюбленные примите участие, ибо уже все готово. Всё сделано для того чтобы званные повеселились в доме добродушного хозяина. Однако, как говорит сегодняшнее Евангелие, все, как бы сговорившись, начали извиняться, что не могут присутствовать на пиру. При этом каждый придумал в свое оправдание какие-то отговорки.

Первый занят был устройством своей земли, так как купил село, и в связи с этим сказал: прошу тебя, извини меня, поскольку купленный участок мне необходимо осмотреть. Его сердце было настолько занято расширением своего поместья, что он не мог проявить вежливости по отношению к Хозяину пира, ни доброты к самому себе. Слуга навестил иного званного с доброй вестью о приглашении на пир. Но и второй оказался глух к евангельскому призыву, он заявил, что купил пять пар волов для пахоты, и нет сейчас возможности и времени идти к господину, ведь необходимо их испытать, пригодны ли они для этой цели. Чрезмерное увлечение миром, чрезмерные заботы о мирском показывают, что телесному отдается предпочтение перед духовным и удерживают людей от принятия Христа.

freska-o-brach

4e9860180a23cf4 1418708320 ox-two-yolk-01 Cgk32myU4AI1KMU

Третий сказал, что не может прийти на пир, потому что женился. Он оправдывал себя тем, что всецело предан этому новому делу. Это правда, закон освобождал женившегося от участия в войне в течение одного года (Втор. 24:5), но разве он освобождал его от Господних праздников, которые все мужчины должны были ежегодно посещать? Наша привязанность к своим родственникам часто является препятствием в нашем служении Богу и чрезмерная занятость своим семейным делом не рождает в нашем сердце желание участвовать в духовной вечери. Сами по себе все эти законные вещи, могут оказаться губительными для веры, если сердце чрезмерно привязывается только к ним.

В этой настоящей притчи можно уразуметь Бога Отца и Его Единородного Сына, Иисуса Христа. Под слугой господина подразумевается Сын Божий. Пир назван здесь ужином, потому что в тех странах время ужина было обычным делом для устроения пиров, после окончания всех дневных дел. Евангельская благодать явилась миру на закате  дня. Следовательно, обладание полнотой этой благодати сохраняется для нас на небе да заката нашего дня. В Царствие Божие не войдут лишь те, кто сам отказался от него. Бог есть Любовь и не делит людей на хороших и плохих, но призывая, даёт нам свободу выбора. Многие люди находят оправдания не идти на пир веры и на призыв Господа, к сожалению, находят множество причин, которые на их взгляд важнее призыва Бога.

Давайте посмотрим на распятие и увидим, как Спаситель распростирает Свои Божественные руки к нам, ко всему человечеству. Сын Божий призывает на пир веры, потому что для спасения человеков всё сделано Им и готово для нас. Спаситель об этом скажет Пилату: «Я на это родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» (Ин. 18:37).  Да сбудется реченное через пророка Исаию, который говорит за века до пришествия в мир Сына Божия: «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились» (Ис. 53:4-5). Так сказано было иудеям их же пророками, но они не приняли Его.

Да будет нам известно, что хлеб в Царствии Божием можно вкушать всем, кто приходит на пир веры!  И, возвратившись, раб тот донес господину своему, об отказе званных. Тогда, разгневавшись на этих непочтительных и неотзывчивых гостей, хозяин дома повелел рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. Этим поступком Спаситель перечисляет тех, кто считался церемониально нечистыми, подобно страдальцу, который еще несколько времени назад на глазах у всех был исцелен от тяжелой болезни водянки. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Идите по дорогам и закоулкам и убедите всех прийти, да наполнится дом Мой – говорит хозяин пира.

Нравственное приложение притчи было очевидно для всех присутствующих. Преданное миру сердце, поглощенное хозяйственными хлопотами, накоплением богатства или просто чувственностью самодовольной жизни, несовместимо с истинным стремлением к пиршеству в царстве небесном. Спаситель, обвёл собравшихся вокруг него  взглядом, проникающим в самую душу и самое сердце и сказал: «Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных» (Лк. 14:24). Нет ничего важнее принятия «Божиего приглашения» - ведь от того, примет его человек или отвергнет, зависит его судьба в грядущей для него вечности.

Аминь.

307995.s

Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 76 зач., XIV, 16-24.

16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,

17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20 Третий сказал: я женился и потому не могу прийти.

21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой.

24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.