ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru

СОЮЗ

знамя

Телеканал СПАС

Телеканал Дон Православный

Киноклуб Отечество

Сайт храма Всех Святых, в земле Российской просиявших, в Ростове-на-Дону

Свято-Михаило-Архангельский храм. Приход г.Ростова-на-Дону

Храм Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона в Ростове-на-Дону

Сайт прихода святых Жен Мироносиц


50555




Неделя 1-я Великого поста. Воскресная проповедь. Печать
proshennoe 2

21 марта 2021 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Ин. 1:43-51).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Сегодня мы услышали удивительную и весьма повествовательную Евангельскую весть о призвании на общественное служение Филиппа, а затем и его друга Нафанаила.  Поразительно, с какой лёгкостью будущие апостолы приняли этот особенный призыв божественного Учителя. Оставив свои попечения о земном благополучии, всё то, чем привязывает к себе этот мир, они сделались достойными учениками. Если взять пример для Рая, то его образ здесь, в Церкви Христовой. Князь Владимир отправил послов в разные земли, чтобы те своими глазами посмотрели, какой народ достойнее поклоняется Богу. Князь много раз слышал от своей бабки о вере греческой, о Иисусе Христе, о Сыне Божиим.

Сомнения всё же терзали князя Владимира Святославича, именуемого «красно солнышко», ведь он был приверженцем языческого культа. Ибо читая его житие, до принятия им святого Таинства крещения, его жизнь была жизнью варвара и зверя. Но приняв православное вероучение, древнейшее направление в христианстве, которое сложилось на протяжении первого тысячелетия, в эпоху семи Вселенских соборов, он стал христианином. Можно только удивиться переменам, произошедшим с ним. До и после Крещения – характерно видятся совершенно два разных человека. Сегодня мы слышим в Евангельской вести то, как, одним словом Господь, идущий в Галилею и повстречавший на пути Филиппа, призывает его. Спаситель просто сказал ему: «иди за Мною» (Ин. 1:43).

313662.p-1200x1464 VLiNu384ga0 uyri9uyfuy024x633

А ведь многие так считают, что если бы сейчас они увидели Христа, то без сомнения оставили бы всё и пошли в след Его. Однако мы не видим Христа. Мудрый царь Давид, через псалом, напоминает нам о близости Спасителя для каждого из нас: «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» (Пс. 33:9). К сожалению, мы себя часто оправдываем и прощаем, мы говорим, что времена не те. Но время всегда одинаковое и состоит из радостей и скорбей, так было и так будет во все времена. Не время надо судить, а себя самого. Григорий Богослов святитель, говорит: «Люди медлительные судьи своих дел, но скорые истязатели дел чужих».

Нравоучительно истолковывает в своей молитве богослов и поэт, святой, живший в четвертом веке, христианский подвижник Ефрем Сирин. Вошедшая отчасти в богослужебное употребление молитва используется в течение всего Великого Поста: «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь». Заметьте о чём его великодушное прошение. Тема греховного покаяния и благодарность Богу за все Его милости переживается в сердце преподобного всю его жизнь. Испрашивает у Бога сил смотреть в себя, находить в себе греховное начало и иметь силы изглаживать его. 

Возвращаясь к евангельской вести мы слышим: «Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин. 1:45). Филипп, с восторгом, делится радостью знакомства с Божественным Учителем, со своим другом, будущим апостолом Варфоломеем. Филипп в радостном волнении говорит, что сбываются слова Священного Писания, ибо об этом грядущем событии говорил Моисей и пророки. С ранней юности Филипп был отдан родителями учиться книжной премудрости. Он изучил Святое Писание и хорошо знал все пророчества об ожидаемом Мессии и поэтому пламенел любовью к Грядущему.

Однако и Нафанаил не меньше Филиппа знал Священное Писание, но принадлежал к разряду тех людей, которые стараются предварительно убедиться в истинности того, во что им предлагают верить. Зная же, что жители Назарета не пользуются хорошей славой, он усомнился в истинности слов Филиппа и сказал: «из Назарета может ли быть что доброе?» (Ин. 1: 46). Нафанаил - Варфоломей прекрасно помнил слова Писания: «и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля» (Мф. 2:6). Все-же товарищ знал, что как только увидит Нафанаил Христа и услышит спасительные слова Его, сразу же познает, что Он – истинный Мессия.

Простодушный Филипп не стал спорить с ним, а предоставил ему великую обязанность дружбы, самому убедиться в том, что Иисус из Назарета есть действительно обещанный Мессия. Пойди и посмотри, – сказал ему Филипп. И они вместе поспешили к Иисусу, Который видя приближающихся товарищей, сказал народу: «вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства» (Ин. 1: 46). Нафанаил в изумлении спрашивает: почему Ты знаешь меня? Спаситель своим ответом (прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя) не оставляет в нем ни малейшего сомнения в Своем всеведении. Беспочвенная презрительность второго, скоро уступила место другому чувству.

Свет Истины осиял изнутри Нафанаила – сына Толмая и тот, прочувствовал в себе внутреннюю любовь к этому Назаретскому Человеку, и в блаженном уповании и откровении сердечном, говорит: «Равви! Ты – Сын Божий, Ты – Царь Израилев» (Ин. 1:49). Нафанаил восклицал, как и многие в то время, да и сейчас некоторые придерживаются мнения о том, что Спасителю надлежало стать во главе царства Израиля. О таком Царе мечтали многие, ведь через непродолжительное время, Он накормит пятью хлебами несколько тысяч человек. А что ещё нужно? Сытые, в довольстве прибывая… Слушай да ешь хлеб. И народ в какой-то степени и был готов идти за таким Царем - Спасителем.

Так думал и Иуда предатель, которого ранее Иисус наделил полномочиями даже изгонять бесов. Но разочаровавшись, предал своего Учителя и Бога. Многие простолюдины того времени ждали царства здесь и сейчас. Так и мы, приходя в храм, просим и требуем, вынь да положи нам Всевышний: материальные блага, помощь и здоровье и все вещественное, которое есть на потребу. Вместе с тем, в храм  приходить нужно с благоговением и страхом, чтобы здесь на земле научиться живому общению с Господом Богом. Стоя в церкви, мы должны быть непраздными зрителями священных действий, не холодными участниками в служении Богу, но должны гореть к Богу верою и любовью, изливать пред Ним сердечные воздыхания и теплые молитвы.

Заканчивая рассуждения о хвалении Нафанаила, Спаситель произнес: «ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому» (Ин. 1:50-51). Без всякого сомнения, евангелист, приводит слова Христа об ангелах, свидетельствует нам, что они являются быстрыми вестниками и исполнителями повелений Божиих, относящиеся к людям. Что отныне Спаситель будет средоточием свободного общения и непрерывного единения между Богом и человеком, примирением между небом и землей.

Аминь. 

Xc6F-IVky6U 595

Евангельское Чтение

Лит. -   Ин., 5 зач., I, 43-51.

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви́! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"