Воскресная проповедь 28.10.12 Печать

28 октября 2012 года на Божественной Литургии протоиерей Димитрий произнёс слово проповеди:

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Пришествие в мир Господа нашего Иисуса Христа. Христос пришёл в мир, вошёл в природу человеческую для того, чтобы послужить в деле спасения, для того, чтобы нам дать пример, показать нам, каким путём мы должны идти. Этот Путь – путь спасения.

Вспомним слова Евангелия. Когда пришли ученики Иоанновы ко Христу, сказали, что Иоанна усекли мечем в темнице, Учитель изрёк такие слова:

"От дний же Иоанна Крестителя доселе Царствие Небесное нудится, и нуждницы восхищают е" (Мф. 11:12)

Когда совершается над нами или Таинство Крещения – над нашими детьми или когда над нами совершалось – после купели крещения вместе с крёстными родителями малыша (если новокрещенный – младенец; а если он взрослый, то он сам участвует), поются такие слова: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуйя». Эти слова означают, что те, которые приняли веру во Христа, которые приняли крещение Господа нашего Иисуса Христа, облекаются во Христа, но каким образом? Можно привести пример из Евангелия, когда Христос обращался с проповедью ко множеству народа, проповедуя в одном доме - и было столько народа, что невозможно было даже близко подступиться к дому. В это время приходит Пречистая Богородица – Матерь Господа нашего Иисуса Христа, и приходят ученики. И из-за того, что много народа, не могут войти внутрь дома.  Тогда другие говорят: «Учитель, Матерь Твоя пришла и братья Твои пришли». Что же Он ответил? Он сказал: «А кто есть Моя Матерь и братья? Тот, кто творит волю Отца Моего, тот мне есть и матерь, и отец, и брат, и сестра». Этим всё и сказано.

Евангелие от Матфея 12:46-50: «Когда же Он еще говорил к народу, Матерь и братья Его стояли вне дома, желая говорить с Ним. . И некто сказал Ему: вот Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою.  Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя? и кто братья Мои? И, указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои… ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь».

 «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся» - если вы крестились в Господа нашего Иисуса Христа, так и поступайте, как учит нас наш Отец Небесный.

«Любите врагов ваших, добро творите ненавидящим вас и молитесь за тех, кто вам творит напасти», и воистину за эти поступки вы будете сынами Божьими. Ибо вам уготовано Царство Небесное от начала, от сложения мира.

Евангелие от Матфея 5:43-45: « Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего.  А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных».

Как я привожу пример по учению нашего Господа, так Господь обращается к народу с притчей, которую только что сейчас вы слышали. Множество народа, находясь возле Христа, слушают слова спасительные. Учитель говорит: «Вышел сеятель сеять семя. И когда рассыпал семя пшеницы, то иное упало при дороге, на пути, и было затоптано прохожими ногами; птицы небесные склевали, и оно даже не успело с землёй соприкоснуться, как тут же было поглощено. А иное семя упало в каменистую почву, и когда, казалось, стало произрастать, пустило корни, но вышло солнце, и сильные лучи солнца припалили корни; и, не успев произрасти, тут же оно завяло. А иное семя упало в тернистую почву; и когда стало расти, то и терние росло вместе. И, как сорняк имеет большую силу, оно подавило, и эта пшеница не выросла. А иное семя упало в добрую, хорошую почву и произросло, и дало плод сторичный – то есть во сто раз. Имеющий уши слышать, да слышит» - так говорит Господь.

Евангелие от Луки 8:5-15: «5вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; 6а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; 7а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;8а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! 9Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия? 10Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют. 11Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; 12а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото'м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; 13а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; 14а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; 15а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!»

Почему Учитель говорит притчами? Притча – это есть пример. Насколько Господь нас любит, что Он пришёл в мир послужить в деле нашего спасения! Видно это по всем признакам. Потому что Христос больше не наказывает, как было в Ветхом Завете. В Новом же Завете Христос служит и показывает пример жизни. Так и в притчах. «Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют». (Лк. 8:10)

Семя есть слово Божие, которое мы с вами слышим. Оно сеется каждый раз само, в каком бы храме вы не находились, в какой части света, но Слово Евангельское будет проповедано до Второго Пришествия. Ибо сказал Христос: «Созижду Церковь Мою и врата ада не одолеют её, до скончания века» (См. Мф. 16:18). Слово Божие всегда будет возвещаться до тех пор, пока не придёт Сам Господь, и каждому воздаст по делом его.

Так вот, слово «семя» и есть Слово Божие. И когда оно возвещается, то иной человек, послушав Его, даже не приложил сердца к этому слову, и не приложил ума своего, и пошёл дальше, как будто он его и не слышал, как будто это его и не касается… И он прошёл мимо. И, опять же, и мы в своей жизни часто не думаем о том Слове, которое некогда было сказано Христом…

А иное семя – Слово Божие – упало в каменистую почву. Т.е. упало в то сердце, которое послушало, приняло, поохало-поахало и забыло.

Иное Слово Божие упало в то сердце, где произрастают терния. Т.е. услышал человек призыв как звон колокола, который призывает на службу и, казалось, встал и пошёл. Но какая-то суета заняла его мысли, какие-то домашние дела или богатство – человек состоятельный думает: «Что мне идти? Что мне молиться? У меня и так всё есть. У меня всё хорошо в жизни, я наслаждаюсь своим богатством». Вот такое слово также не приносит плода, потому что суета и богатство земного мира задавливают Слово Божие.

И только то семя, то Слово Божие, которое упало на доброе сердце, сердце его приняло, сердце сохраняет Слова Божественные – это Слово наставляет такого человека по жизни, и он творит плод во сто крат больше, в сто раз исправляет свою жизнь – то есть, такое семя, такое Слово Божие в этом человеке творит плод в терпении: Слово, «упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!» (Лк. 8:15)

Так Господь учит нас терпению: «В терпении вашем стяжите души ваши» (См. Лк. 21:19). И всякий, кто имеет уши слышать, да слышит. Аминь». 

<> <> <>

По окончании богослужения протоирей Димитрий поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таинств и, поздравляя прихожан с Воскресным днём, в частности, напомнил:

"Я напоминаю, что воскресенье – это есть Малая Пасха. В заповедях Господь даёт нам указание по Своей любви. Потому что, если бы Бог нас не любил, Он бы нас не спасал. Творец любит Своё творение, и всякий раз думает о нас, всякий раз подаёт нам помощь. Он даёт нам заповеди, чтобы мы, их исполняя, не лишились небесных благ. Заповедь говорит: «Шесть дней работай и сотвори в них все дела твои, день же седьмой посвяти Господу Богу Твоему». То есть, сегодня Воскресный день, сегодня Малая Пасха. Этот день на свои нужды, на свои дела употреблять нельзя, потому как это Божий день. И если мы не почитаем Воскресный день, мы не почитаем Бога, потому как это Его день, и сегодня мы не можем заниматься суетой… Это день нашего Господа, день нашего Творца. Поэтому, если у кого есть возможность пойти проведать больного, если есть возможность оказать милостыню нуждающемуся – пожалуйста. Сегодня именно такой день. Мы можем придти домой только отдохнуть, чаю выпить, покушать, побыть в гостях, пообщаться между собой".