Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресение). Воскресная проповедь. Печать
20210426 205939 20210426 205839

25 апреля 2021 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Ин. 12:1-18).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Этими светоносными словами руководствовался всю свою жизнь апостол и евангелист Иоанн Богослов, Евангелие от которого мы сегодня прочитали. Второй сын рыбака Заведея всегда был со Христом и пребывал с Ним до последнего дня Его земной жизни, присутствуя и у креста Господня. Пользуясь особенной любовью, он со скорбной душой и сжимавшимся до боли сердцем видел распятие Господа нашего Иисуса Христа, и получил от Него беспримерную награду: «се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе» (Ин. 19:27). Именно ему одному Господь вручил Свое драгоценное сокровище, доверил заботы о Пренепорочной и Пречистой Матери, который в точности исполнил божественное завещание.

Иоанн единственный из двенадцати апостолов прожил долгую жизнь и умер естественной смертью. Не склонный к мирской жизни он удалился от мира и навсегда оставался девственником. C неугасимой верой свидетельствовал о земной жизни Спасителя мира, Единородного Сына Божия, сущего в недре Отчем. Иоанн Богослов показал, что Христос – истинный сын Девы Марии по природе человеческой и истинный Сын Божий по существу божественному. Он уяснил, что во Христе соединены нераздельно и не слитно божеская и человеческая природа, что Иисус – Богочеловек. Достопамятный апостол прожил более ста лет. Скончался же в третий год правления императора Трояна и похоронен в окрестностях древнего города Эфес, в сельском районе Сельчук – Турция.

iYDxh909 nbnvgxuilhnjdsd maxresdefault4511

Сегодня любимый апостол Христов благовествует о знаменательном событии, которое собрало нас в стенах этого величественного храма. Из благой и тихой вести мы услышали: «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых» (Ин. 12:1). Вифания - есть селение, родной город Лазаря, Марии и Марфы, находящийся в трех километрах от центра Иерусалима. Совершив чудо и воскресив своего друга, Спаситель посетил вечерю (ужин), приготовленную Марфой и Марией, где Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Очевидно, что Лазарь чувствовал себя настолько хорошо, что не чуждался радостного пиршества в доме Симона прокаженного.

Естественно все события, происходящие в те дни, не укрылись от глаз фарисеев и первосвященников, которые видели, как народ славит Иисуса. Они собрали совет, где и решили убить Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили убедиться в действительности воскресения Лазаря и веровали в Иисуса. Поступок самого зверского неистовства исполненного ярости, свидетельствует о нелепом безрассудстве первосвященников, которые метались в разные стороны, ничего не соображая. Так день, насыщенный событиями и чудом, перешел в ночь. И это была суббота, какая скромно побуждала умы многих простолюдин засвидетельствовать свое почтение Христу.

На следующий день за субботой, который сейчас называется воскресением, Иисус с учениками отправился в Иерусалим. В преддверии Пасхи народ стекался со всей Иудеи в этот вечный город: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:12). Мгновенная весть облетела Израиль и толпа, впечатленная воскрешением четверодневного Лазаря, славила победителя смерти - Христа Спасителя, участники события взмахивали ветвями финиковых пальм и свидетельствовали, что в Иерусалим на праздник Пасхи скромно и торжественно направляется сама Жизнь.

Народ Израиля, согласно пророческим книгам «Ветхого Завета» ожидал великого царя, который разрешит их проблемы и будет царствовать. В 520 году до Р.Х. один из малых пророков, серповидец Захария писал: «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной». (Зах. 9:9). Вот таким скромным образом великий Бог, у которого и сила и жизнь, имеющий власть в Самом Себе давать жизнь другим, въезжает в Иерусалим на молодом осле, обращая на Себя особое внимание как Своих последователей, так и неумолимых врагов.

С какой ревностью вышли на улицы простолюдины. Не имея почётных званий и титулов, они восклицали: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних» (Мф. 21:9). А Он скромно и снисходительно заплакал как человек. Спаситель заплакал, так как понимал, что Его славное путешествие закончится распятием, целью которого было искупить грехи всего человечества и через искупление вернуть Своё создание в первоначальный вид. Это сложно понять, но поймёт тот, кто предан Богу и всецело доверяет Ему. Плакали и бывшие там женщины, только они плакали от радостного ликования.

Озираясь на торжественность толпы, Христос вспоминал, как ранее говорил: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне» (Мф. 23:37). И уже через несколько дней Спаситель скажет им: «дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!» (Лк. 23:28-30).

От торжественности дня сотворилось невообразимое ликование в народе, ведь даже младенцы и груднички кормившиеся молоком матери своей, кричали: «осанна Сыну Давидову!» (Мф.21:15). Возмущенные первосвященники, книжники при виде всего этого поверглись в негодование и от собственной зависти поставили Ему в вину. Но Господь говорит, что их радость искренна и нельзя заставить их замолчать. И добавил им в ответ: «сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:40). Разве вы не читали в книге, которую так храните: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника» (Пс. 8:3).

Аминь.

338664555.b

Евангельское Чтение

Лит. -  Ин., 41 зач., XII, 1-18.

1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.

2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.

3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.

4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:

5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?

6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.

7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.

8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.

9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.

10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,

11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.

12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,

13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!

14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:

15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.

16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему.

17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.

18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.