Иоанн единственный из двенадцати апостолов прожил долгую жизнь и умер естественной смертью. Не склонный к мирской жизни он удалился от мира и навсегда оставался девственником. C неугасимой верой свидетельствовал о земной жизни Спасителя мира, Единородного Сына Божия, сущего в недре Отчем. Иоанн Богослов показал, что Христос – истинный сын Девы Марии по природе человеческой и истинный Сын Божий по существу божественному. Он уяснил, что во Христе соединены нераздельно и не слитно божеская и человеческая природа, что Иисус – Богочеловек. Достопамятный апостол прожил более ста лет. Скончался же в третий год правления императора Трояна и похоронен в окрестностях древнего города Эфес, в сельском районе Сельчук – Турция.
Сегодня любимый апостол Христов благовествует о знаменательном событии, которое собрало нас в стенах этого величественного храма. Из благой и тихой вести мы услышали: «За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых» (Ин. 12:1). Вифания - есть селение, родной город Лазаря, Марии и Марфы, находящийся в трех километрах от центра Иерусалима. Совершив чудо и воскресив своего друга, Спаситель посетил вечерю (ужин), приготовленную Марфой и Марией, где Лазарь был одним из возлежавших с Ним. Очевидно, что Лазарь чувствовал себя настолько хорошо, что не чуждался радостного пиршества в доме Симона прокаженного.
Естественно все события, происходящие в те дни, не укрылись от глаз фарисеев и первосвященников, которые видели, как народ славит Иисуса. Они собрали совет, где и решили убить Лазаря, потому что ради него многие из Иудеев приходили убедиться в действительности воскресения Лазаря и веровали в Иисуса. Поступок самого зверского неистовства исполненного ярости, свидетельствует о нелепом безрассудстве первосвященников, которые метались в разные стороны, ничего не соображая. Так день, насыщенный событиями и чудом, перешел в ночь. И это была суббота, какая скромно побуждала умы многих простолюдин засвидетельствовать свое почтение Христу.
На следующий день за субботой, который сейчас называется воскресением, Иисус с учениками отправился в Иерусалим. В преддверии Пасхи народ стекался со всей Иудеи в этот вечный город: «Множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!» (Ин. 12:12). Мгновенная весть облетела Израиль и толпа, впечатленная воскрешением четверодневного Лазаря, славила победителя смерти - Христа Спасителя, участники события взмахивали ветвями финиковых пальм и свидетельствовали, что в Иерусалим на праздник Пасхи скромно и торжественно направляется сама Жизнь.
Народ Израиля, согласно пророческим книгам «Ветхого Завета» ожидал великого царя, который разрешит их проблемы и будет царствовать. В 520 году до Р.Х. один из малых пророков, серповидец Захария писал: «Ликуй от радости, дочь Сиона, торжествуй, дочь Иерусалима: се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и молодом осле, сыне подъяремной». (Зах. 9:9). Вот таким скромным образом великий Бог, у которого и сила и жизнь, имеющий власть в Самом Себе давать жизнь другим, въезжает в Иерусалим на молодом осле, обращая на Себя особое внимание как Своих последователей, так и неумолимых врагов.
С какой ревностью вышли на улицы простолюдины. Не имея почётных званий и титулов, они восклицали: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних» (Мф. 21:9). А Он скромно и снисходительно заплакал как человек. Спаситель заплакал, так как понимал, что Его славное путешествие закончится распятием, целью которого было искупить грехи всего человечества и через искупление вернуть Своё создание в первоначальный вид. Это сложно понять, но поймёт тот, кто предан Богу и всецело доверяет Ему. Плакали и бывшие там женщины, только они плакали от радостного ликования.
Озираясь на торжественность толпы, Христос вспоминал, как ранее говорил: «Иерусалим, Иерусалим, избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! Се, оставляется вам дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликнете: благословен Грядый во имя Господне» (Мф. 23:37). И уже через несколько дней Спаситель скажет им: «дщери Иерусалимские! не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших, ибо приходят дни, в которые скажут: блаженны неплодные, и утробы неродившие, и сосцы непитавшие! тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!» (Лк. 23:28-30).
От торжественности дня сотворилось невообразимое ликование в народе, ведь даже младенцы и груднички кормившиеся молоком матери своей, кричали: «осанна Сыну Давидову!» (Мф.21:15). Возмущенные первосвященники, книжники при виде всего этого поверглись в негодование и от собственной зависти поставили Ему в вину. Но Господь говорит, что их радость искренна и нельзя заставить их замолчать. И добавил им в ответ: «сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19:40). Разве вы не читали в книге, которую так храните: «Из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу, враг Твоих ради, еже разрушити врага и местника» (Пс. 8:3).
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Ин., 41 зач., XII, 1-18.
1 За шесть дней до Пасхи пришел Иисус в Вифанию, где был Лазарь умерший, которого Он воскресил из мертвых.
2 Там приготовили Ему вечерю, и Марфа служила, и Лазарь был одним из возлежавших с Ним.
3 Мария же, взяв фунт нардового чистого драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла волосами своими ноги Его; и дом наполнился благоуханием от мира.
4 Тогда один из учеников Его, Иуда Симонов Искариот, который хотел предать Его, сказал:
5 Для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим?
6 Сказал же он это не потому, чтобы заботился о нищих, но потому что был вор. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали.
7 Иисус же сказал: оставьте ее; она сберегла это на день погребения Моего.
8 Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда.
9 Многие из Иудеев узнали, что Он там, и пришли не только для Иисуса, но чтобы видеть и Лазаря, которого Он воскресил из мертвых.
10 Первосвященники же положили убить и Лазаря,
11 потому что ради него многие из Иудеев приходили и веровали в Иисуса.
12 На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышав, что Иисус идет в Иерусалим,
13 взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
14 Иисус же, найдя молодого осла, сел на него, как написано:
15 Не бойся, дщерь Сионова! се, Царь твой грядет, сидя на молодом осле.
16 Ученики Его сперва не поняли этого; но когда прославился Иисус, тогда вспомнили, что та́к было о Нем написано, и это сделали Ему.
17 Народ, бывший с Ним прежде, свидетельствовал, что Он вызвал из гроба Лазаря и воскресил его из мертвых.
18 Потому и встретил Его народ, ибо слышал, что Он сотворил это чудо.
|