Сегодня мы услышали Евангельскую весть, в которой рассказывается, как Христос пришёл отвратить от греха женщину незамужнюю самарянку, а вместе с ней и её соотечественников небольшого города. В то раннее, достопамятное утро путь Спасителя лежал из Иудеи в Галилею. Христос вместе со своими учениками воспользовался утренними часами прохлады шел через Самарию, хотя иудеи обычно обходили эту область, чтобы не встретиться с самарянами, которые, с их точки зрения, были еретиками. Как по своему происхождению, так и по своим религиозным воззрениям самаряне были нечистокровными иудеями, потомками тех самых колонистов, которых Ассирийский царь переселил в эту северную землю.
Преодолев часть пути, Он, наконец остановился для отдыха и подкрепления на плодородном участке земли у достопамятного колодца. По слову евангелиста: «было около шестого часа» (Ин. 4:6). Если взять за расчет наше Московское время оно равняется 12 часам пополудни. Совершенно истомленный от пути путник устало повалился на сиденье, желая предаться полному покою: «Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу. Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя» (Ин. 4:5). В это майское время полуденного зноя, солнце нещадно палило с небес, и Спаситель томно воссел в тени под кроной широкого дерева.
Между тем, в это время суток в Палестине жар бывает страшный, следовательно, к колодцу по воду никто не приходит. Однако женщина Самарянка по случаю пришла за водой, или быть может потому, что она не пользовалась доброй славой и вследствие этого выбрала такое время, чтобы не встречаться со своими соплеменниками. А Спаситель был истомлен и жаждал, не имея возможности достать холодной воды, сказал женщине: «дай Мне пить» (Ин. 4:7). Однако, по случаю прерванных сношений между ними и непримиримой ненавистью, преданная вере своих отцов и обычаев женщина с выражением крайнего удивления, ответила: «как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются» (Ин. 4:9).
Самаряне не знали Истинного Бога, но вера их была живой, хотя и неумелой и неосознанной. С Иудеями Самаряне имели кровную вражду и принципиальные отличия в поклонении Богу, о чём далее женщина и скажет Спасителю. Однако, Христос кротко и без всякого упрека, сказал ей в ответ: «если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). Христос открывает ей Самого Себя, то есть если бы знала, что Бог дарует вечные и нетленные блага, если бы знала и Меня, знала, что Я, как Бог, могу дать тебе их – то ты просила бы и получила бы воду живую – благодать Святого Духа.
Женщина снова удивилась, ведь никогда она не слышала таких слов и говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Совершенно не понимая, о какой воде, идёт речь, она продолжала вопрошать, говоря: неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его, она продолжала перечислять все достоинства этого знаменитого колодезя. Спаситель сказал ей в ответ: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13-14).
Женщина, опять с тем же узким и грубым пониманием говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Просит лишь для того, чтобы не иметь больше жажды и не приходить сюда снова за водой. Спаситель дважды говорит ей о живой воде, но видит Он, что не понимает женщина смысла слов Его. И тогда сказал ей: «пойди, позови мужа твоего и приди сюда» (Ин. 4:16). Женщина обрывает Спасителя, возражая в ответ: у меня нет мужа, я не замужняя. Иисус ответил: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин. 4:17-18).
Глубокий евангельский смысл о «призвании мужа» владыка, митрополит Меркурий доносит до наших сердец через свою живую проповедь, которую произнес за Божественной литургией в храме «Преображения Господня» в Тушине, в частности он сказал: «Господь сегодня обращает голос Свой к самарянке. Он не рассказывает ей, как надо веровать, в чем разница верования иудеев и самарян, и какую веру Он принёс на землю. Он хочет, чтобы она услышала Его голос, чтобы Его слово, которое Он скажет ей, дошло до ее сердца. И поэтому, прежде чем благовествовать ей, Он говорит ей: сходи за мужем. Он прекрасно знает ее историю, она признается, что у неё нет мужа. Тем самым Он как бы обращается к самому сокровенному в ее жизни, к тем жизненным неудачам и грехам, которые сопровождали ее».
Несколько приоткрылось каменное сердце женщины и она поняла, что перед ней стоит некто, Кто знает тайны всей её сокровенной жизни и поэтому говорит: Господи! вижу, что Ты пророк. Ее живая мысль быстро переносится к другому великому вопросу, из-за которого постоянно шел ожесточенный спор между иудеями и самарянами. Мучима, многолетней дилеммой, она вопрошает: Отцы наши поклонялись на горе Гаризим, древнейшее святилище, где Иисус Навин произносил свои благословения и где Авраам готовился принести в жертву своего сына Исаака. А Иудеи считают священным местом для поклонения Иерусалим, где сын царя Давида, правитель объединенного Израильского царства Соломон, в период наивысшего расцвета, построил великолепный храм.
Кратко и мимоходом коснувшись земного спора, Иисус изрек ей великое и достопамятное пророчество, что наступит время и наступает уже: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Ин. 4:21-24). Христос говорит о духовном и разумном поклонении, очищенным от тех внешних ритуалов и обрядов, которыми было опутано и обременено ветхозаветное поклонение.
В лице Самарянки, Спаситель говорит всему человечеству, что Бог есть дух. Изображение на иконе младенца-Иисуса Христа, это лишь напоминание о земной жизни Спасителя. Но Бог не может быть большим или маленьким, Бог есть дух. Слово «Дух» понятнее всего обозначает для нас непостижимое существо или естество Божие. Это Тот, Кто животворит и живит всё. Это Тот, Кто Сам есть Жизнь. Если нет Бога в сердце, то сердце мертво. Если нет Бога в семье, то нет жизни в семейном круге. Если в городе нет места Богу, то не станет жизни в городе том. А Бог животворит в том числе и через Свою Соборную и Апостольскую Церковь. И где нет места для Церкви, место то будет мертвым и безжизненным.
Бог ищет себе поклонников в духе и истине. «В духе» – духовное почитание Бога на всяком месте. «В истине» – поклонение Богу не «в образе и тени», а в истинах божественных догматов веры, открывшихся нам через Боговоплощение и Евангелие. Вера это живой организм и поэтому истинные поклонники не могут быть формалистами, а по евангельски, должны сиять подвигами своей добродетельной жизни. Истинно верующие поступают так, как заповедал нам Спаситель, совершать вполне истинное поклонение. Божественный пророк и царь Давид, говорит: «Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит» (Пс. 50:19).
В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривает с женщиной; однако ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею? Женщина же оставила водонос свой и поспешила в город рассказать о своей чудесной встречи. Явился Человека, Который открыл мне все тайны моей жизни, не Он ли Христос? - говорила самарянка. Как сильно она желала того, чтобы друзья и соседи, да и все мирные жители того города познакомились с Христом. Иисус сказал ей позвать мужа, а она же увидела в этом достаточное основание для того, чтобы позвать каждого. И множество народа подогреваемые искренностью своего желания видеть Его, скоро побежали из города к месту, где был Иисус.
В это самое время ученики побуждали Спасителя есть, потому что уже был полдень. Однако Иисус сообщил, что у Него есть пища и видя движимую людскую массу горожан, сказал: «Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут, ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их» (Ин. 4:35-38). Эти слова показывают две стороны ветхозаветного служения – дело, которое передается им уже наполовину сделано теми, кто прошел впереди них.
Личная беседа с Христом убедила многих из самарян гораздо глубже, чем рассказ женщины и потому просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И, несомненно, это двухдневное учение и было главной причиной многочисленных обращений, что еще большее число уверовало по Его слову. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос. Они поверили слову Христа настолько, что приняли Его за пророка и желали узнать от Него волю Божию и свидетельствовали Ему свое уважение и оказали почетный и добрый прием.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Ин., 12 зач., IV, 5-42.
5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа, 18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
30 Они вышли из города и пошли к Нему.
31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.
32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41 И еще большее число уверовали по Его слову.
42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
|