Неделя 7-я по Пасхе. Святых отцев I-го Вселенского Собора. Воскресная проповедь. Печать

20210614 202409

13 июня 2021 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Ин. 17:1-13).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

В сегодняшний воскресный день евангельскую весть, которую мы слушали из чтения благовествует нам апостол любви Иоанн. Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя» (Ин.17:1). В этой священнической молитве Господь научает нас в грядущих искушениях оставлять все земное и прибегать к Богу. Он молится этой молитвой вслух учеников и показывает, что идет на страдания не против воли, а по собственной, ибо приходит час, и Бог взойдёт на Голгофу и жизнь Свою положит за многих во оставление грехов. Спаситель представляет пред Отцом Свою заслугу и просит милости для всех Его избранных.

Сразу скажу, сложно понять эти божественные и пророческие слова, однако веруя в Триединого Бога, святую Троицу всё становится более ясно и понятно, ведь мы веруем, что Иисус Христос есть истинный Бог и истинный Человек. Однако эта тайна, не может быть выражена рационально. Изображая на себе крестное знамение, складывая три перста вместе, а два перста сложенные вдоль ладони мы свидетельствуем о двух естествах Его,  не слитно и не раздельно. Этим символом перстосложения выражаем свою принадлежность к православному вероучению. Сложенные вместе три пальца есть символ единства и равенства всех трех Лиц Святой Троицы.

oo7908klhgjrse houjchi uiygofouyfouyfrtewsew47i

Бог, Троица, Триипостасная Личность. Великие Каппадокийцы и блаженный Августин чтобы как-то приблизить учение о Пресвятой Троице к восприятию человека, несколько раскрывают нам божественную тайну. Исходя из аналогии, заимствованного из мира тварного, блаженный Августин  приводит пример: солнце даёт свет и не может быть свет без солнца, а солнце без света и тепла. Так и тепло не может быть без солнца и света, потому что эти свойства едины. Однако эта аналогия является весьма несовершенной. От Бога Отца всегда рождается Сын Божий. Из Нового Завета мы немного знаем о «Фаворском Свете», который был показан ученикам.

В минувшем, воскресном Евангелии мы читали отрывок, в котором Иисус обращается к народу: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12).  Бог есть свет, Сын Божий – вторая ипостась Святой Троицы. Сын Божий пришёл послужить миру и оставил свидетелей правды Божией в лице апостолов, которые возвестили Благую Весть или Евангелие во все концы земли и устроили или зародили Церковь. Озаренные спасительным светом Евангелия и благодатью Святого Духа они повсюду распространяли спасительную весть, даже до сегодняшнего дня, которая дошла и до нас с вами.

Господь утверждает: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира. Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое» (Ин. 17:5-6). Посему Спаситель молит о учениках Своих, а они называют Его Сыном Божиим: «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго» (Мф. 16:16). Такие утвердительные слова звучат и в отрывке о гадаринском бесноватом. Стоило Иисусу божественными стопами ступить на сушу, бесы свидетельствовали: «что Тебе до нас, Иисус, Сын Божий? пришёл Ты сюда прежде времени мучить нас» (Мф 8:29).

Мы слышим в молитве, Иисус просит Отца, чтобы и ученики были едины, как едина и нераздельна Святая Троица: «Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» (Ин. 17:11). По примеру Христа и мы должны во всем искать славы Богу, прославлять Его на земле. Со смирением проходить испытание и через христианский подвиг, приготавливаться к вечности. Но и сердце Спасителя печется о каждой живой душе. Болело и о язычниках, знал Он как призвать их к верованию в Триединого Бога, чтобы уверовавши, спаслись. «Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную» (Ин. 17:13). 

Милость Божия и воля заключается в том, чтобы мы взяли свой крест и не сторонились его. Со смиренной уверенностью верующих в Него, Бог готовит великую награду Своею благодатью и щедротами и человеколюбием единородного Сына Своего. Я наверное в сотый раз вам скажу, что земная жизнь всего лишь школа, в которой мы учимся жить с Богом. Ведь дальше, за порогом смерти, вечность и жизнь в вечности будет лишь в Боге. Спаситель в молитве молит Отца: «Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои. И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них» (Ин. 17:9-10).  Не существовало мира, а Сын всегда имел Славу у Отца.

Бог есть Свет, Жизнь, Бог един по существу, но троичен в лицах: Отец, Сын и Святый Дух, Троица единосущная и нераздельная. Где нет Бога, там пустота или ад. Там нет животворящей силы Божией. Господь говорит: тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание. Иисус пришёл исполнить то, чему надлежало быть, говоря ученикам: «невозможно не придти соблазнам, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою» (Лк.17:1-3).

Именно в этом заключается наша христианская вера. Борьба со страстями и похотями по опыту святых отцов – называется внимательная жизнь. Облачившись в терпение, как в духовную броню ради Господа, воспитывая себя послушанием, явим Ему свою верность и любовь. Созидать и сохранять с усердием обещанную нам радость, именно в этом заключается и привилегия и долг всех истинно верующих людей, ибо Дух Христа, живущий в нас, противостоит духу этого мира. Погибнет только сын погибели, тот, кто не признаёт Бога, кто не желает открыть дверь своего сердца Создателю своему, потому что сами добровольно отпали от спасительной руки.

Аминь.

19cfr0802

Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 56 зач., XVII, 1-13.

1 После сих слов Иисус возвел очи Свои на небо и сказал: Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя,

2 так как Ты дал Ему власть над всякою плотью, да всему, что Ты дал Ему, даст Он жизнь вечную.

3 Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа.

4 Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить.

5 И ныне прославь Меня Ты, Отче, у Тебя Самого славою, которую Я имел у Тебя прежде бытия мира.

6 Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твое.

7 Ныне уразумели они, что все, что Ты дал Мне, от Тебя есть,

8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшел от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня.

9 Я о них молю: не о всем мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои.

10 И все Мое Твое, и Твое Мое; и Я прославился в них.

11 Я уже не в мире, но они в мире, а Я к Тебе иду. Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы.

12 Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

13 Ныне же к Тебе иду, и сие говорю в мире, чтобы они имели в себе радость Мою совершенную.