Воскресная проповедь 11.11.12 Печать

 

11 ноября 2012 года на Божественной Литургии протоиерей Димитрий произнёс проповедь на Евангельское событие об исцелении Гадаринского бесноватого (Лк. 8: 26-39): 

«Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Сегодня мы слышали Евангелие от Луки. Евангелист говорит нам о том, как Христос совершил великое чудо исцеления.

Чудо – это для нас. Но, как я Вам много раз говорил, для Бога чудес не бывает. Чудо сделано для человека – сотворив чудо, Бог проявил к нему милосердие, потому что Он благ и милосерд. Бог творил чудо и для всех нас – и не только когда-то, как мы думаем, в далёком прошлом – Он творит чудо и сейчас, стоит только обратиться к Нему с чистым сердцем; стоит только постучаться к Нему – и Он нам откроет; стоит только нам пролить слёзы, в молитве обратиться к Нему – и Господь коснётся нашего сердца, даст нам всё, что мы просим для спасения. Так Христос исцеляет бесноватого человека, который наводил страх и ужас на людей; человека, который был совершенно без рассудка – его пытались сковывать цепями или оковами, но он имел такие силы, что разрывал эти цепи и нападал на людей. И жил он вовсе не в домах, как живут люди, а за городом, там, где хоронили покойников. И вот на таком кладбище жил этот человек. Когда же Господь пришёл вместе с учениками в страну Гадаринскую, что находилась, как говорит евангелист, напротив Галилеи, то его встретил именно первый житель этой страны – именно тот бесноватый. И встретил с такими словами: «что' Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня». (Лк. 8:28)

И тогда Христос говорит пред учениками, обращаясь к этому бесноватому: «Как тебя зовут?» И тогда бес через него говорит: «Имя моё - легион». Что в переводе означает «множество» - множество бесов, которые творили с человеком невообразимое. Не только страдал сам человек от тех бесов, но и страдало селение, потому как этот человек был несмыслен и нападал на людей, отбирал у них то, что они имели с собой и тем самым питался – одним словом, наводил страх и ужас. И люди старались там не ходить или обходить это место. И когда же Христос пришёл в это место, то Он позволил бесам выйти из этого человека. Бесы же испросили у Господа войти во стадо свиное, и когда вошли, то оказалось, что помрачение ума совершилось даже у животных, и они один за другим стали с берега прыгать в воду – и так это большое стадо свиней совершенно утонуло. Пастухи остались без своего стада. Они поспешили в город и рассказали хозяевам этих свиней о том, что нету больше их стада, оно всё утонуло в озере. И рассказали всё, что случилось, и как бесноватый кричал: «Иисус, Сын Давидов!...» И тогда народ пришёл ко Христу навстречу. Когда же народ пришёл, то оказалось, что этот человек, наводивший страх и ужас на людей, который был совершенно нагим – «не имел одежды на себе», - этот человек уже сидел у ног Спасителя одетый и совершенно смыслящий, совершенно здоровый человек слушал и внимал словам Спасителя. Народ, видя такое чудо, сказал: «Учитель, уйди от нас!»

«И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился». (Лк. 8:37)

Такое отношение мы видим впервые. Мы слышим его только один раз в Евангелии, когда народ сказал, чтобы Учитель ушёл от них. Почему так? Почему народ не принял Его? Вспомним, когда Святая Троица пришла ко Аврааму, тогда и Христос-Бог возвестил о том, что Содом и Гоморра будут наказаны. Праведный Авраам говорил: «Господи! Если будет 50 человек, неужели Ты при 50-ти праведниках погубишь весь город?» Он сказал: «Нет. Если будет 50 праведников, за 50 праведников оставлю весь город жить». Тогда праведный Авраам сказал: «Господи, а если 49?» И так число это в беседе с Богом дошло до 10-ти. А в этом большом городе не нашлось даже 10-ти праведников. Господь выводит праведного Лота, племянника Авраама, из этого города, но Ангел Господень возвестил: «Когда будете выходить из этого города, город будет истреблён, вы же не поворачивайтесь.  То есть: вышли из своего дома, взяли что-то в руки, и только вперёд. Не оборачивайтесь!» Почему так было сказано? Что тут такого, нельзя обернуться что ли? И мы знаем этот случай, когда жена Лота всё же повернулась, хотя уже далеко отошла от города. Она всё же повернулась: «Что же будет с этим городом? Неужели он правда будет наказан?» И когда повернулась, она окаменела… Муж её не стал оборачиваться, и дети их, и они ушли. Почему так произошло? Потому что жена Лота повернулась, допуская в своих мыслях: «Может быть, не будет наказания? Может быть, зря я лишилась всего этого?» Ела, пила, все земные блага были у её ног, и тут она в одночасье по слову Ангела оставила это всё. Она пожалела о той хорошей жизни и, обернувшись, стала соляным столпом.

Об этом нам говорит апостол и евангелист Лука. Когда народ пришёл к Учителю, он не покаялся, он скорбел о том, что лишился материальных благ. Потому что это грех – свиней нельзя было вкушать в пищу. Они же выращивали, продавали, и тем зарабатывали себе на жизнь, а людей толкали на грех. Это было беззаконие, этого нельзя было делать. Господь пришёл и исцелил их, исцелил их от греха. А они должны были, как и все другие - как мы читаем в Евангелии, сколько людей приходило ко Христу и садилось у Его ног, отворачиваясь от греховной жизни, внимало словам Учителя. А здесь же народ не желал исправляться, он не желал изменяться, ему нравилось больше жить во грехе, нежели со Христом. И тогда народ сказал: «Выйди от нас, Учитель!» И Он встал и пошёл к своему кораблю вместе с учениками. Тогда человек, из которого Он изгнал бесов, сказал: «Учитель, я пойду с Тобой проповедовать слово Твоё!» Учитель сказал ему: «Нет. Ты возвратись в дом твой и скажи, что поведал тебе Господь» (См. Лк. 8:39). Аминь». 

 

Евангелие от Луки, гл. 8:

26И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

27Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

28Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что' Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

29Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

30Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него.

31И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

32Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

33Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

34Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

35И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

36Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

37И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

38Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: 39возвратись в дом твой и расскажи, что' сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.


По окончании богослужения состоялся тренировочный футбольный матч между командами юных прихожан храма.