Неделя 8-я по Пасхе. День Святой Троицы. Пятидесятница. Воскресная проповедь. Печать

IMG 20210620 083635

20 июня 2021 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Ин. 7:37-52; 8:12).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

В великий и последний день праздника Пятидесятницы, Иисус остановился недалеко от той торжественной процессии, какая направлялась от храма к источнику Силоам, и громким голосом возгласил: «кто жаждет, иди ко Мне и пей» (Ин. 7:37). Исполняя обряд, праздника кущей Пятидесятницы, священник наполнял водой из водоема золотой сосуд, затем разливая в посуду, раздавал народу. Этот ритуал совершался в память о событии, когда во время странствования Израиля по пустыни Бог чудесным образом даровал им пить воду из скалы. И сказал Господь Моисею: «Возьми жезл и собери общество, ты и Аарон, брат твой, и скажите в глазах их скале, и она даст из себя воду, и напоишь общество и скот» (Чис. 20:8).

Ликующий народ, находясь в праздничном настроении, подходил к Иисусу, а Он спокойно сказал им: «Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7:38). Сейчас мы понимаем, что живая вода это Дух Святой, живая вода это сверхъестественная сила Божия. Но тогда мало кто понимал из народа, о чём говорит Проповедник. Израиль считал всякую движущуюся (проточную) воду – живой, однако удивились Его великим словам. Ибо уверовавший в Сына Божия, как бы сам станет источником для своих детей, внуков, правнуков, и для других людей, через Божию истину, приводящую в жизнь вечную. «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен» (Ин. 7:39).

3e823a75c7 38571422 9713

По Божиему замыслу пророк Моисей вывел из рабства египетского огромное количество людей, провёл через пустыню, а в пятидесятый день на Синайской горе получил скрижали Завета - десять заповедей. Скрижали содержат основы всей человеческой морали, которую Господь Бог желает видеть в своём народе. Но ликование, несомненно, усиливалось ещё и тем, что праздник этот наступал только спустя четыре дня после страшных обрядов великого дня покаяния, в который совершалось торжественное очищение грехов всего народа. При вступлении этой процессии в пределы храма священные трубы радостно трубили, пока служители не доходили до самого алтаря, где вода выливалась в серебряную вазу.

Люди, услышав призыв любви в словах Бога, пекущегося о чадах Своих, говорили: Он точно пророк. Другие говорили: это Христос, что в переводе с греческого значит буквально «помазанник». Это перевод еврейского слова - Мессия. Иудеи хорошо знали слово Писания, в частности слова Господа, сказанные Моисею, предназначенные для Израиля: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу Слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему» (Вт.  18:18). А иные говорили: «разве из Галилеи Христос придет? Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеемской веси, откуда был Давид» (Мих. 5:2).

Однако Спаситель в продолжении Своего учения и не лишая никого возможности найти путь ко спасению, сказал: «Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8:12). Бог послал миру свет в лице Иисуса Христа, и прийти к Нему за спасением – это значит изменить привычный образ жизни, , и жить уже не во тьме, но во свете.

На прошлой недели я услышал весьма поучительные слова от одного человека, который сказал, что в жизни нет счастья, а то, что называют счастьем всего лишь зарницы. Эти слова принадлежат русскому писателю. Однако, мне показалось нечто большее: этот человек хорошо знает Евангелие. Ведь здесь присутствует евангельский перефраз: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то все тело твое будет светло. А если око твое худо, то все тело будет темно» (Мф. 6:22). И далее Господь вопрошает фарисеев: итак, если свет, который в тебе, тьма, то какова же тьма? Потому что настоящего и истинного света вы не видите.

Следуя услышанному нужно понимать, что в жизни нет счастья. А посему современный человек оказывается подверженным всевозможным зависимостям от различных состояний. По природе человек ищет себе счастье, но все это очень быстро исчезает. Подлинное счастье – это состояние, которое обретает, поняв, что его жизнь – не стечение случайных обстоятельств, а совершенно удивительный дар; поняв, Кому этим даром он обязан. К счастью, необходим духовный источник – живая вода. Вера, которая помогает находить в себе духовные силы и делиться этим с родными и близкими, каковые уверовав, спасутся.

Ветхозаветный святой, вождь и наставник еврейского народа, Моисей во второй год по выходе из земли Египетской призвал исчислить все общество сынов Израилевых. И как повелел Господь Моисею поставили стан около скинии откровения перед лицом Божиим и сынов Неффалима по родам их (жена его, дети, внуки...). И было их пятьдесят четыре тысячи четыреста. Наасон, сын Аминодава, вошедшие в исчисление его, семьдесят четыре тысячи шестьсот. Сегодня и мы находясь в доме Божием всей семьей, держим в руках цветы и травие разное, свидетельствуем, как и наши предки в дни Пятидесятницы жили в шалашах, праздновали избавление и прославляли Бога.

Сегодня в храмах живые ветви дерев и в руках мы держим живую веру из цветов и этим поступком исповедуем веру в Свет жизни. Не надо забывать, что лишение дневного света поражает нас скукой и томительным унынием, а благая мысль есть светлый луч для озарения души. Вера в Истине делает нас свободными, так последуем за Светом, приводящим в жизнь вечную.

Аминь.

20210625 065907

Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 27 зач., VII, 37-52; VIII, 12.

37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.

41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

43 Итак произошла о Нем распря в народе.

44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?

46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.

47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?

48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?

49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.

50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им: 51судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

53 И разошлись все по домам.

ГЛАВА 8. 

12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.