Неделя 2-я по Пятидесятнице. Всех святых в земле Российской просиявших. Воскресная проповедь. Печать

IMG 20210704 084340

4 июля 2021 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Мф. 4:18-23; Мф.  4:25,5:1-12).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Находясь на побережье озера Галилейского или Геннисаретского моря, как его ещё называли, Иисус увидел двух братьев. Хочу вам сразу сказать, для Бога дорого видеть всю семью, верующую в Него, ибо это большое благословение, когда родные по плоти вместе приходят к Христу (Рим. 9:3). А также Спаситель говорил ученикам Своим: «Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии» (Лк. 15:7). Апостол во втором послании скажет: «от Божественной силы нам даровано для жизни и благочестия, через познания Призвавшего нас славою и благостью, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования» (2 Петр. 1:3-4).

EyIKjIqWgAE8b4F calling-the-fishermen-39547-wallpaper Nagornay-prop7ove7d

Итак, проходя же близ моря Галилейского, Иисус увидел двух братьев: «Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы» (Мф. 4:18). Братья вместе с отцом занимались рыбной ловлей, однако Петр имел более нужду в этом, так как содержал жену, детей, престарелого отца и тещу. По-видимому, улов партиями отправлялся в Иерусалим, и вырученным вознаграждением довольствовалась вся евангельская семья. До сего времени братья были учениками Иоанна, но как мы знаем четвертовластник обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого - заключил Иоанна Крестителя в темницу, натура которого была полна пламенных порывов.

Спаситель кротко взглянул на молодых братьев, и одним Своим словом, по одному мановению внутреннего озарения призвал их: «идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков» (Мф. 4:19). Как бы и нам хотелось поступить именно так, увидев Христа идущего по земле. К сожалению, ничего подобного не произошло бы с нами. Ведь мы только говорим и ужасаемся, обсуждая те события, но сами не готовы оставить всё и последовать за Спасителем. Кто готов оставить всё земное, в настоящее время, взять крест и идти вслед за Христом? А это значит жить в такой преданности Богу, что даже смерть не слишком высокая плата и не стоит считать свою жизнь представляющей большую ценность.

Апостол и евангелист Матфей в сегодняшнем чтении говорит: «И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним» (Мф. 4:20). Они оставили земное попечение и выбрали небесное, тотчас идя за Спасителем. Проходя далее, Он увидел других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их. Братья Зеведеевы немедленно оставили сети свои и даже отца, и пошли в след Его. Благородное величие четверых рыбаков сделалось предметным призывом на их высокое апостольское служение. Таким образом, эти неученые галилейские юноши, привыкшие к тяжелому труду одним только взглядом и одним словом божественного Спасителя, последовали за Ним.

771bbb6e64dd3738b422d2a85eac26b0

С большим сердечным желанием сообщаю вам небольшую часть святительской проповеди, произнесенной митрополитом Меркурием в Свято-Троицком храме города Азова:  «Сегодня за Литургией мы слышали Евангельское повествование о том, как Господь призывал к апостольскому служению Своих учеников. Через повествование об этом событии – о призвании Андрея и Петра, Иоанна и Иакова, Нафанаила – раскрывается суть того, как Бог призывает нас к Своему служению. Как в человеческой душе рождается то, что мы называем верой в Бога? Бог никогда вероломно никого не заставляет быть убежденным — и в факте Своего Воскресения, и в жизни вечной, и в духовной жизни».

Для совершения дел человеколюбия Иисус ходил по всей Галилее: «учил в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях» (Мф. 4:23). Вследствие этого за Ним следовало множество народу из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана. Многие желали увидеть чудеса, которые Он творил. Были среди народа и праздные зеваки, ведь пока мало было уверовавших в Сына Божия, Иисуса. Пребывающий в неустанном труде, в окружении разной аудитории, которая стекалась к Нему из густо населенных берегов Галилейского озера и даже с отдаленных берегов Средиземного моря, Он ради подкрепления Своих сил воссел на возвышенном месте плоской долины.

И когда народ в спокойном и благоговейном внимании расселся по зеленым склонам этого предгорья Иисус, отверзши уста Свои, и среди покоя и красоты ясного рассвета сладостно произнес: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф 5:2). Можно по-разному интерпретировать эти слова о блаженстве духа, но прежде всего я бы сказал о тех, кто скромно и тихо несёт свой крест. Довольствуются тем, что выпало им на долю, а так же благоговейно славят Бога за всё, что ниспослал им Творец. Доверяют Богу всецело и принимают Его волю, а не свою. Можно и не произносить никаких слов, жить в чувстве доверия.

Есть сюжет на тему Нагорной проповеди, где мы видим, как огромное количество народа замерло, в том числе и тех, кто праздно пришёл посмотреть на Учителя. Люди слушали Его живое учение, внимая каждому слову, а Он обратился к ним нежным человеческим голосом, который трогал сердце бесконечно кроткими словами мира: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф 5:4). Те станут счастливыми, кто сокрушается о своих грехах. Понимая степень своего падения, и обличая себя со слезами и сокрушением сердечным, становится блаженным. Путь к Богу - это путь, пролегающий сквозь себя. Мы меняемся, осознавая в себе перемену, обретаем новое зрение и этим путем открываем реальность Царствия.

Христос открывает народу царственное милосердие: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф 5:7). Какая великая добродетель быть милосердным, сопричастным в помощи, утешая от горя или нужды своего ближнего или дальнего. Какое счастье (блаженство) иметь силу к исполнению и возможность оказать помощь нуждающемуся.  Выслушать человека, а может быть просто подать ему руку. Любовь, которую мы обязаны иметь к ближним, распространяется и на врагов. Все заповеди благочестия надлежит совершать единственно из любви к Богу, в простоте и не ожидая за это земной награды. У царя Давида есть замечательные слова: «Скажи мне, Господи, путь, воньже пойду, яко к Тебе взях душу мою» (Пс. 142:8).

Награда великая за эти добродетели, и потому Господь говорит: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф 5:8-9). Счастливыми будут те, кто проводит время земное в кротости и не осуждает. В любви, которая не признает грехов других. Счастливые эти люди, ибо своими глазами увидят живого Бога. Тесные врата и узкий путь ведут в жизнь: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф 5:11-12).

Аминь.

245498842712d33473be494af95834be

Евангельское Чтение

Лит. -  Мф., 9 зач., IV, 18-23.

            Мф., 10 зач., IV, 25 - V, 12.

18 Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы,

19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

20 И они тотчас, оставив сети, последовали за Ним.

21 Оттуда, идя далее, увидел Он других двух братьев, Иакова Зеведеева и Иоанна, брата его, в лодке с Зеведеем, отцом их, починивающих сети свои, и призвал их.

22 И они тотчас, оставив лодку и отца своего, последовали за Ним.

23 И ходил Иисус по всей Галилее, уча в синагогах их и проповедуя Евангелие Царствия, и исцеляя всякую болезнь и всякую немощь в людях.

ГЛАВА 4

25 И следовало за Ним множество народа из Галилеи и Десятиградия, и Иерусалима, и Иудеи, и из-за Иордана.

ГЛАВА 5

1 Увидев народ, Он взошел на гору; и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.

2 И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:

3 Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

4 Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

5 Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

6 Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

7 Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

8 Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

9 Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

10 Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

11 Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня.

12 Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас.