Эта достопамятная область Сихарь или Сихем, так ещё называли эту местность – знаменита почитанием Яхве в Ханаане, где возводили жертвенники Авраам и Иаков, где во времена Иисуса Навина находилось святилище Яхве. Библейская история говорит, в Сихеме была опорочена юная Дина, дочь Иакова. Братья Дины, сыны патриарха Иакова узнали, что сделали с их сестрой и решили отомстить. Они убили всех мужей города. Однако Иаков был очень недоволен поведением своих сыновей и даже на смертном одре говорил об этом: «Симеон и Левий братья, орудия жестокости мечи их; в совет их да не внидет душа моя, и к собранию их да не приобщится слава моя, ибо они во гневе своем убили мужа и по прихоти своей перерезали жилы тельца» (Быт. 49:5-7).
И вот находясь в пути, под лучами знойного полуденного солнца, истомленный путешествием Спаситель присел в тени прохлады достопамятного колодца. А ученики отправились в город закупить всё необходимое для подкрепления человеческих сил. В это время пришла к колодцу самарянская женщина, быть может, из близлежащего города Сихаря. Удивительно и то, что в майский полдень в Палестине жар бывает страшный и не самое удачное время приходить к колодцу. Может быть, эта женщина не пользовалась доброй славой и вследствие этого избегала тех часов, когда у колодезя толпились все женщины города. Наверное, Спаситель присел у колодца именно для встречи с ней, ибо знал, что только самаряныня будет там в этот дневной час.
Проповедь божественного Учителя зачастую была обращена к большому количеству слушателей, к примеру «Нагорная проповедь». Здесь же мы видим, что Спаситель тратит своё драгоценное время для одной простой женщины. И вот Сын Божий сидит у колодца, а женщина, не обращая на Него внимания, управляется со своими кувшинами, заботясь лишь о том, что пришла почерпнуть воды. В тот момент, когда вода хлынула в её посуду, Иисус говорит ей: «дай Мне пить» (Ин. 4:7). Женщина весьма удивилась тому, что иудей заговорил с ней. Она ответила: «как ты, будучи Иудей, просишь у меня пить» (Ин. 4:9). Считалось, что Самаряне были полуеврейской и полуязыческой веры, потому евреи презирали их, не разделяли с ними ни стола, ни беседы, ни богослужения.
Иисус кротко сказал ей в ответ: «если бы ты знала дар Божий, и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую» (Ин. 4:10). Женщина отвечает: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его? Как мы видим, женщина не понимает всей сути и мысль о живой воде. Ведь каждому человеку в жизни подаётся путь (шанс) к спасению и возможность войти в Рай. Человек изначала наделён волей и свободой принять или не принять этот Божественный дар. Наша скоротечная и непостоянная земная жизнь является не больше, чем школьная подготовка к «Суду Божиему и преддверие к Жизни Вечной» (св. Игнатий Брянчанинов).
Кротко и без всякого упрёка Иисус говорит ей: «всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Ин. 4:13-14). Женщина, услышав о такой возможности, говорит: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажду и не приходить сюда черпать снова. Довольно уже было сделано для назидания и потому Иисус велит ей: «пойди, позови мужа твоего и приди сюда» (Ин. 4:16). Самаряныня отвечала: у меня нет мужа. Чтобы тронуть её каменное сердце и пробудить спящую совесть, Иисус произнёс: «правду ты сказала, что у тебя нет мужа, ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала» (Ин. 4:17-18).
Теперь женщина уже осознаёт, что перед ней находится Кто-то Великий и открыто видит её распущенную жизнь, как на собственной ладони. Она говорит: «Господи! вижу, что Ты Пророк» (Ин. 4:19), и быстро переносится к великому вопросу, который был причиной и спором их дикой взаимной вражды: отцы наши поклонялись на этой горе, указывая рукой на вершину Гаризима, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме. Иисус кратко и точно разрешил её недоразумение: «поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе» (Ин. 4:21-23).
Этим временем пришли ученики, и удивились, что Он разговаривает с женщиною; однако ни один не сказал: о чем говоришь с нею? Тогда женщина оставила водонос свой и поспешила в город, и сообщила жителям, что явился Человек и открыл ей самые тайны её жизни: «пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4:29). Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь. Но Он со смиренным сердцем сказал: у Меня есть пища. Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть? Иисус сказал: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его. Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». (Ин. 4:34-35).
Спаситель пренебрёг земной пищей и питием ради Своего дела и Воли Отца и указывает на жителей Сихема, стекающихся к Нему по плоскогорью, так как этот участок земли с достопамятным колодцем около тридцати метров глубиною находился на остроге Гаризима. Эта часть равнины не загораживается ни деревьями, ни зданиями и поэтому уже издали виднелись силуэты приближающихся жителей самарянского города. Господь теперь более яснее начинает раскрывать ученикам то, что говорил прикровенно, потому что идущие к Нему уверовали по слову женщины, и сделав правильный шаг они уже были готовы и к вере, и к принятию спасительного слова Проповедника.
Эта личная беседа с Христом убедила многих, которые вышли из города того по слову женщины. Теперь, слушая Его учение, и без всякого знамения просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня, а они свидетельствовали: «уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос» (Ин. 4: 42). Нет никакого сомнения в том, что глаголы Его были водой живой, пьющие которую не будут жаждать во век. Однако Христос Спаситель подаёт воду живую не только самарянам и иудеям, но и ныне даёт всем и каждому человеку, кто в пустыне мира сего ощущает жажду духовную.
Аминь.
Евангельское Чтение
Лит. - Ин., 12 зач., IV, 5-42.
5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.
6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.
7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?
12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,
14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,
18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.
20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.
22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.
23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однако ж ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?
28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:
29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?
30 Они вышли из города и пошли к Нему.
31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви́! ешь.
32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.
33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?
34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.
36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,
37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.
38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.
39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.
40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.
41 И еще большее число уверовали по Его слову.
42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.
|