ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Неделя 6-я по Пасхе, о слепом. Воскресная проповедь. Печать

IMG 20220529 0843402

29 мая 2022 года. Совершение Божественной Литургии возглавил благочинный Восточного округа, города Ростова-на-Дону, настоятель прихода храма иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в этот день (Ин. 9:1-38).

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16).

Иисус пришел в Иерусалимский храм, и народ приходил к Нему. Он воссел и учил их и когда Он говорил, то многие даже из злейших Его врагов склонялись к вере в Него. Он излагал им, что признаком истинных учеников служит верность Его учению в истине, в котором заключается истинная свобода. Однако фарисеи не знали другой свободы, кроме политической и поэтому подначивали толпу, и многие из них взяли каменья, чтобы побить Его; но Спаситель кротко отреагировал на эти безумные действия и тотчас совершенно спокойно и невредимо вышел из храма, пройдя посреди них. И проходя, увидел человека, о котором мы услышали из сегодняшнего евангельского чтения.

image002-36 9574643322233 blind man washes mud barrett

Спаситель находился вблизи от несчастного страдальца, слепого от рождения, который просил подаяние для своего пропитания. Тогда ученики задали вопрос: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Мы понимаем, что за свои грехи он не мог нести наказание. Иисус отвечал: «не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Ин. 9:3). Естественно этот несчастный человек не был рождён именно для этого, как и сейчас, так и в те времена многие страдают от недугов и болезней, но не на всех является слава Божия. Царь Давид в 89 псалме так характеризует жизнь человека: «Дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь».

Но мы, православные христиане, всегда получаем большую помощь от Господа, когда нуждаемся в этом. В радости или болезни, всегда должны благодарить Господа, а при необходимости, говорим: Господи помоги. Господи пошли нам лекаря, и вразуми его: «Дай место врачу, ибо и его создал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен. В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38:12-14). Вспомним, как народ шёл к целителю Пантелеимону. И безмездный врачеватель врачевал их силой молитвы с именем Христа и к этому прилагал достижение медицинской науки того времени.

Но давайте вернёмся к евангельской вести. Спаситель посмотрел на страдальца и произнёс: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру» (Ин. 9:4-5). Сказав это, Он плюнул на землю. Спаситель ранее исцелял единым словом, однако в настоящем событии предпочёл медленный и более сложный способ сообщения Своей сверхъестественной силы. Он помазывает глаза слепому обычной дорожной пылью, а затем произнёс: «пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим» (Ин. 9:7).

Здесь мы видим утверждающую веру слепорождённого, который, не усомнился в слове Спасителя, и поспешил исполнить повеление Христа. Часто и нам священник говорит: сделай так и поступи следующим образом. Но многие сомневаются и не делают по слову сему, оправдывая себя тем, что священник не понимает и ошибается. Но поступая по своему, человек часто совершает ошибку и делает лишь хуже себе. Веруя Спасителю, слепец, глаза, которого намазаны грязью, идёт в купель, там умывается и получает исцеление. А соседи и видевшие его прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни? Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорит: «это я» (Ин. 9:9).

Тогда иудеи, подогреваемые ревностью религиозного буквопоклонства, отвели бывшего слепца на совещание к фарисеям. И тут начались расспросы: как открылись у тебя глаза? В ответ он сказал: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел. Но, в этом процессе милосердия фарисеи видят камень преткновения. Иисус не от Бога, - говорили они, потому что не соблюдает субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И был между ними спор. Однако, оказавшись в тупике, они спросили самого исцелённого: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: «это пророк» (Ин.9:17).

Теперь иудеи уже видели, с чем приходилось им иметь дело, и, стараясь во что бы то не стало найти лазейку, которая дала бы им возможность отрицать или устранить чудо и отказываются верить, что он был слеп и прозрел. Посылают за родителями сего прозревшего бывшего слепца и спрашивают их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит? Быть может, они надеялись угрозами заставить родителей отказаться от своего родства или признать здесь обман; но они также держались простой правды и с известным иудейским раболепством и хитростью отказались делать какие-либо выводы, которые могли бы подвергнуть их неприятным последствиям.

Больше того, они знали, что кто признает Иисуса за Христа, будет отлучён от церковного общения. И убоявшись отлучения, сказали в ответ: «мы знаем, что это наш сын и что он родился слепым, а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет» (Ин. 9:20-21). Тогда фарисеи в страшном смущении, почти достойном сожаления, опять обратились к человеку, который был слеп: «воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник. Но он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу» (Ин. 9:24-25). Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

Но слепец был мужественнее своих родителей и поэтому смело ответил им: «я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?» (Ин. 9:27). Нужно было иметь много смелости, чтобы иронически и прямо задать вопрос этим важно набожных членам синедриона, действительно ли они с искренним желанием расспрашивают его о назаретском пророке, чтобы признать Его высокое достоинство! Этими словами мы видим, что слепорождённый постепенно возрастает в вере и даже трудности и неверие окружающих его людей не мешает ему смело и открыто защищать Спасителя: «Мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает» (Ин. 9:31).

Но, увы, дух мёртвой буквы и рабской мелочности размеренного послушания закону и не различая добрых и худых поступков, низвёл фарисеев на степень пагубного суеверия. И они, насмехаясь над бывшим страдальцем и укорив его, сказали: «ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он» (Ин. 9:28-29). Но и прозревший не остался в долгу перед ними, и кротко сказал им в ответ: «это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи» (Ин. 9:30). Не в силах более сдержать взрыва своего негодования, толковники отлучили его от синагоги: «во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон» (Ин. 9:34).

Иисус, услышав, что выгнали его вон, не оставил без внимания Своего первого проповедника и найдя его, сказал: «ты веруешь ли в Сына Божия?» (Ин. 9:35). Божественный тембр голоса Того, Кто помазал ему глаза брением снова ворвался в жизнь слепорождённого счастливца. Господь милостиво открывается ему как «Сын Божий», и в радостном волнении бедняк отвечает: «а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него? Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою» (Ин. 9:37). Христос всегда становится на защиту Своих свидетелей и признаёт Своими тех, кто признаёт своим Его Самого, Его истину и Его путь. И тогда бывший страдалец с несказанной благодарностью произносит: верую, Господи! И поклонился Ему.

Аминь.

592e3ba416cff4010c2da9a60941a742

Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 34 зач., IX, 1-38.

1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2 Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

5 Доколе Я в мире, Я свет миру.

6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,

7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего

19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,

21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спроси́те; пусть сам о себе скажет.

22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спроси́те.

24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.

33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

 

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"