Воскресная проповедь 27.01.13г. Печать

27 января 2013 года на Божественной Литургии протоиерей Димитрий Осяк обратился к прихожанам с проповедью на прочитанное Евангелие:

«Во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Человек некий приступил ко Иисусу, искушая Его и глаголя: "Учитель благий! что мне делать, чтобы  наследовать жизнь вечную?" (Лк.18:18)

 

И тогда благой Учитель Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою».

Этот некий законник, искушая Его, сам Его прославляет, обращаясь к Нему со словами именно так, как обращаются только к Богу. И тогда  благой Учитель, Сын Божий Иисус Христос, о Котором законник сам свидетельствует, искушая или хитря перед Ним, сам называя Его Сыном Божиим, - тогда благой Учитель говорит: «Заповеди исполняй!» Это всё что нужно, чтобы человеку спастись. Не надо на себя брать что-то сверх. Если есть возможность что-то на себя взять выше своих сил – то не забудьте: это не ваши силы. Ибо прочитанное Евангелие заканчивается именно такими словами: «невозможное человекам возможно Богу».

И если нам кажется, что мы такие хорошие, лучше того или лучше иного, то прежде всего, посмотрите в себя. Ибо это не наши заслуги, но заслуга нашего Отца Небесного.

Итак, Христос говорит ему заповедь: Не прелюбодействуй! не воруй! не убивай! не лжесвидетельствуй! Т.е. не говори неправды, говори только правду и свидетельствуй только о правде. Затем говорит пятую заповедь: Чти отца твоего и матерь твою, То есть почитай своих родителей. Господь Бог, даже не даёт намёка на то, чтобы в оправдание нам мы бы сказали: «Да вот, отец наш такой-то имеет порок или мать наша такая-то». Бог даже и намёка не даёт нам на это! Чтобы мы не смели говорить что-то против своих родителей. Это наши родители. И нет у нас никакого права судить их!  Сказано: «Чти отца твоего и матерь твою…». Вот эти заповеди исполняй, и будешь жив вовек.

Почему Бог нам даёт эти заповеди? Чтобы человек, прежде всего, оставался человеком – Образом и подобием Божиим. Бог нам даёт заповеди, чтобы мы себя останавливали. Иначе во что мы превратимся? Если бы в нашем мире, в котором мы живём, вдруг бы стало безвластие – что было бы? Называется – анархия, в переводе это хаос. Именно такой хаос был до сотворения мира. И только Бог создал мир и создал человека. Хаос привел в порядок, и сотворил все живое.

Когда мы на свет рождаем своих детей, то мы их начинаем воспитывать. Иногда грозим ему пальчиком, когда совсем малыш у нас маленький. И если он что-то делает не так, мы его предупреждаем: Так делать нельзя. Разве мы его стали меньше любить? Нет. Но мы через любовь к нему начинаем его воспитывать, ставим ему какие-то ограничения. И чем старше становится наш ребёнок, тем строже иногда мы ставим ему запреты.

Потому что мы с вами прожили жизнь и знаем, что это или это делать нельзя! Оно приведёт нашего ребёнка к погибели. И поэтому мы ему ставим ограничения. По Своей любви Творец к Своему творению через любовь ставит запрет, чтобы человек остановился. Иначе, не имея запретов, куда можно дойти?! До чего можно додуматься? Что тогда ждёт человека? Если не исполнять эти заповеди, которые перечислил Бог - мы с вами слышали Евангелие, - что тогда было бы? Во что превратился бы человек? И Бог это делает от любви к нам, не заставляя нас, но как Своё чадо предупреждая нас: Не делай этого! Ибо ты превратишься не понятно в кого, чем-то похожим на животное.

И тогда этот человек, который получил ответ, но не удовлетворился, он сказал: «Учитель! все это сохранил я от юности моей. Что мне ещё нужно?». А ведь он не посмотрел: не зря Господь ему сказал именно эти заповеди. Ему нужно было посмотреть в себя. Разве он не прелюбодействует в сердце своём? Разве эти заповеди его не касаются? Но он даже не стал задумываться… Он не стал анализировать свою жизнь. А ведь, анализируя свою жизнь, мы только тогда начинаем исправляться. Каждый из нас должен так делать: Каждый прожитый день, каждую прожитую неделю анализировать: «Где-то я не так поступил, но я просмотрел, проанализировал свою жизнь, и стало мне стыдно, неудобно… Я стал каяться и исправляться, чтобы больше так не делать, потому что это грех! Это нехорошо перед Лицем Божиим, нужно исправляться…». И мы с вами сюда пришли, чтобы исправляться. Это Дом Божий. Сказано: «Дом Мой Домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Лк. 19:46)». Мы сюда должны приходить не осуждать, а исправляться. Каждый должен смотреть в себя и, слыша слова Евангелия, принимать их в своё сердце. Не думать о том-то: «Вот там-то у нас то-то и то-то. О бедный человек! Как мне его жалко!» Да ты себя пожалей! Ты в себя посмотри. Что же ты за того человека переживаешь, а себя губишь?

И тогда Господь наш Иисус Христос говорит: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною. (Лк. 18:22)

«Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». (Лк. 18:24-25)

Не потому, что богатство само по себе губит человека, а потому, что иногда привязанность материальному, заслоняет Бога.

Этот человек имел большое состояние, и в скорби отошел от Него. И тогда ученики и слышавшие сие говорят: «Кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу». (Лк. 16:26-27)

Вспомним, когда Бог сотворил человека, что Он сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею…». Но через грехопадение Отец наш Небесный сказал Адаму:

«Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей; терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою; в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься». (Бытие гл. 3: 17-19)

Мы должны слова изреченные Богом, иметь в своём сердце, не нарушая их, жить в правде. Земное временное не должно нам закрывать небесное вечное. Праведный Авраам был богатым человеком. Сказал Бог: «Я Бог Авраама, Бога Исаака, Бог Иакова». Так как же тогда понять, если Бог называет Себя, Богом Авраама, как уже было сказано за Авраама, богатейший человек, но богатство совершенно не повредило ему. Мы с вами должны  распределять свои силы: земное, работа – это одна сторона, но она никогда не должна нам заслонять Бога. Иначе какая цена нашему материальному благу, если оно нас потянет в ад? Зачем нам нужны такие блага, которые нас не оправдают перед Богом, но погубят нас?

В Иерусалиме, кто из нас был, тот должен знать, что такое игольное ушко. В давние времена города огораживали заборами, вечером входные ворота в город закрывались. Торговый караван, который приходил в  Иерусалим ночью, не мог войти в город, потому как ворота были закрыты. И только с первыми лучами солнца ворота открывались, бралась с каравана плата. Платили за каждого верблюда входящего в город, – за стоянку, за проход, Заплатил: вошёл верблюд, завёз товар. Иногда путники возвращались поздно в город, а ворота уже были закрыты. И, чтобы не остаться на улице, для этого случая существовала небольшая калитка, эта калитка  и называлась «игольное ушко». Верблюд не мог войти, слишком мала была, и караван ожидал рассвета.

Вот об этом-то и сказано: «Кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу». (Лк. 16:26-27). Аминь».