Воскресная проповедь 24.02.13 Печать

24 февраля 2013 года на Божественной Литургии протоиерей Димитрий перед причастием обратился к верующим с проповедью:

"Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. - Аминь.

«Всякий возносящийся смирится, а всякий, смиряяй себя вознесется». 

"глаголю вам, яко сниде сей оправдан в дом свой паче онаго: яко всяк возносяйся смирится, смиряяй же себе вознесется". (Евангелие от Луки, 18:14)

На этом построен весь Закон Божий. Так говорит Псалмопевец Давид, когда мы с вами читаем пятидесятый псалом: «сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит».

 

Жертва Богу дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. (Кафисма 7, Псалом 50:19)

Почему должно быть сердце смиренным? Потому как в этом проявляется любовь к нашему Богу. Прежде всего, Господь учит нас, чтобы мы любили Бога всем сердцем, всей душой, всем помышлением, и ближнего своего, как самого себя.

Он же отвещав рече: возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею крепостию твоею, и всем помышлением твоим: и ближняго своего яко сам себе. (Евангелие от Луки, 10:27)

Только так можно спастись. Исполняя заповеди Божии. «Ближнего своего любите» – так учит нас Господь. Не осуждая ближнего, не превозносясь, не гордиться. В евангельской притче на примере мытаря и фарисея Господь учит нас: «два человека вошло в храм помолиться: один из них фарисей, а другой мытарь, но вынесли из храма неодинаковый плод молитвы. Фарисей, исполняя закон, делая дела законной правды, но в слепом самомнении и гордости забыл, что говорит и с Кем говорит. Вошедши в церковь, произносит такую речь: «Благодарю Тебя, Господи! За то, что я не такой, как прочие люди, хищницы (грабители), не праведницы, (обидчики) или прелюбодеи. В беседе с Богом (в молитве), смеет говорить, - или как сей мытарь: я дважды пощусь в неделю, отдаю десятину от всего, что я приобретаю». И совершенно по-другому издалеча молится мытарь. Может быть, находясь в самом конце храма, на самом последнем месте и не смея глаз поднять на небо, молится так: «Боже! милостив, будь ко мне грешному!»

Два человека вошло в храм, но совершенно каждый из них вынес свой плод молитвы.. «мытарь вышел из церкви домой оправданным, хотя был грешник», - через молитву человек общается с Богом, получает от Него дары благодати. Вознося молитву, мы должны понимать, к Кому мы обращаемся - прежде всего.

Вспомним воскресный Ирмос, 8 гласа, 6 Песнь: «Молитвупролию ко Господу, и Томувозвещупечали моя, яко зол душа моя исполнися, иживот мой аду приближися, и молюсяякоИона: от тли, Боже, возведи мя». Величайшие слова поются в церкви, но иногда мы это не слышим, потому что, наверное, заняты чем-то другим, - а ведь это песнопение воскресное. Несколько слов процитирую вам.

«Молитву пролию ко Господу». Не просто «прочитаю». Иногда бывает так, когда мы читаем, то мысли наши уходят далеко от чтения. Языком-то мы произносим слова великой правды перед Богом, а мыслию иногда, бывает, далеко отстоим от того, что произносим. Так вот, учит нас Церковь, чтобы мы молитву «проливали» Богу. Почему так, - «пролию»? Все мы знаем, что слеза это самая чистая жидкость, капающая с наших глаз. Вот такая и должна быть молитва, - она должна быть пролита из наших уст.

«…и Тому возвещу печали моя». Когда у нас бывает печаль или радость, скорбь или веселье, молитва должна быть чистой, молитва должна быть искренней, и не в многоглаголании слышит Бог, но от всякого сердца чистого.

Молящеся же не лишше глаголите, якоже язычницы: мнят бо, яко во многоглаголании своем услышани будут: (Евангелие от Матфея, 6:7)

Можно сказать слова молитвы тихо, произнести с дыханьем своего сердца, и умом, и языком, и эта молитва будет услышана, - потому что мы ее проливаем от сердца, понимаем, что мы говорим, и к Кому мы обращаемся. И не может Бог не услышать нас! Не может. Он только тогда нас не слышит, когда мы сами не понимаем, что мы произносим. Он может нас не слышать, потому что мысли наши совершенно не соединены со словами. Иногда мы кланяемся Богу, а смотрим на соседа, и уже полны осуждений. Когда мы делаем Богу земной поклон (а поклон – это смирение перед Богом), не лучше ли и полезнее ли чаще повторять «Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» (Молитва св. Ефрема Сирина).

Как мы можем перед Богом похваляться, если мы полны зла?..

«…яко зол душа моя исполнися, иживот мой аду приближися». Ведь мы больше склонны к плохому, нежели к хорошему. Сколько у нас грехов? - ведь добра гораздо меньше! И добрых дел и поступков гораздо меньше… Хотя мы и стремимся к доброму, но зло получается делать легче и быстрей.

Дальше цитирую слова: «…и молюсяякоИона: от тли, Боже, возведи мя». Мы в молитве вспоминаем, как некогда пророк Иона молился, - а молился, мы знаем, во чреве кита. И не просто во чреве кита молился, а ведь кит был на глубине, далеко под водой! Однако Бог его слышит как будто он с Ним разговаривает, как мы с соседом. Это какой глубины была молитва у Ионы, если Иона находился во чреве кита, а кит под водой, и Бог его слышит!..

Неужели мы не верим в то, что Бог нас всегда услышит? Стоит только пролить молитву искреннюю, пролить такую, как льется слеза с наших глаз…

Церковь – это единение человека с Богом. Церковь это дом молитвы. Как сказано Богом: «дом Мой дом молитвы наречется».

введу я в гору святую мою и возвеселю я в дому молитвы моея: всесожжения их и жертвы их будут приятны на требнице моем: дом бо мой дом молитвы наречется всем языком, (Книга пророка Исаии, 56:7)

Здесь не может быть ничего другого, ничего праздного, не должно быть ничего другого! - это Дом Божий. И мы, когда входим в храм, должны настроить себя на молитву. Если отвлеклись, всегда вовремя остановить себя, чтобы, выйдя после богослужения, мы вынесли отсюда плод покаяния и быть оправданные, как мытарь, - который и вошел в Дом Божий, и имел на себе много грехов, но плод молитвы его был великий. Или же фарисей, который исполнял дела законной правды, но гордился и возносился пред Богом… и меньше получил оправдания.

Господь оканчивает притчу такими словами: «И всякий, возносяйся, смирится». А кто смиряется, того Сам Господь вознесет. Аминь.

- Спаси Господи, батюшка.

***

9  Сказал также к некоторым, которые уверены были о себе, что они праведны, и уничижали других, следующую притчу:

10  два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11  Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12  пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13  Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14  Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.

(Евангелие от Луки, 18:9-14)

***

По совершении Божественной Литургии настоятель пожелал прихожанам Ангела-Хранителя и Божия благословения.

"Ангела-Хранителя и Божия благословения. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Всех вас с воскресным днем. Особенно поздравляю тех, кто сегодня слышал Евангелие, и особенно тех, кто внял словам Евангелия, где Господь учит нас: «дом наш… дом Божий дом молитвы наречется». И если кто у нас разговаривает в храме, любит разговаривать, то он должен сегодняшнюю проповедь принять в своё сердце. И всякие ныне житейские попечения отложить. В Доме Божием – говорить только молитву, или только беседовать с Богом. Ведь мы приходим сюда, чтобы исправляться, испросить у Господа помощи и поддержки в нашей жизни.

Я могу всем сегодня сказать особые слова радости, так как у нас следующая неделя – неделя сплошная – в среду и в пятницу поста нет. Мы кушаем всё! Следующая неделя у нас будет обычная, затем Масленица, и начало Великого Поста. Первая неделя Великого Поста – и я думаю, надо всем нам особенно собраться в эти дни 1-й недели. Когда был жив архиепископ Иоасаф, управляющий нашей Епархии, он служил утро и вечер на первой неделе, молился особенно, а потом в конце недели выходил (это был любой день), он выходил к народу Божиему, и говорил: «Все те, кто посещал эту неделю, первую неделю Поста, прощаются грехи от мала до велика». Ну, я, конечно, не архиерей, и я не смогу на себя взять ваши грехи, но вот Владыка архиепископ Иоасаф именно так обращался к народу. И это было всегда, каждый год! - в Великом Посту, на первой неделе, и поэтому народ Божий всегда не пропускал эти дни, и каждый день надеялся, что Владыка выйдет и отпустит им грехи. В какой день – это было неизвестно, но на первой неделе Поста. Поэтому, если мы хотим, чтобы и нам Господь отпустил наши грехи, то отложим попечение, и в первой неделе Поста пребудем особенно с Богом!.. А сейчас у нас неделя расслабления - то есть, в среду и в пятницу поста нет, мы можем вкушать всё, набираться сил, потому что впереди Великий Пост.

Служба будет сегодня вечерняя в 16, и завтра в 8 часов утра начало Божественной литургии. Служба у нас будет во вторник вечерняя в 16, и в среду в 8 часов утра начало Божественной литургии. Равноапостольного Кирилла, учителя Словенского. Затем у нас будет в пятницу молебен водосвятный в 9 часов утра с чтением Акафиста, и, как обычно, в пятницу вечерняя в 16, в субботу в 8 часов утра начало Божественной литургии. В субботу вечерня в 16, и в воскресенье в 8 часов утра начало Божественной литургии.

Вам же Ангела-Хранителя и Божия благословения на предстоящую неделю."