Воскресная проповедь 19.05.2013 Печать

19 мая 2013 года, в неделю 3-ю по Пасхе, св. жен-мироносиц, протоиерей Димитрий на Божественной Литургиии в нашем храме перед Причастием обратился к прихожанам со словом проповеди:

"Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. - Аминь.

После сего благообразный Иосиф из Аримафеи, человек возвышенной души и безупречной жизни, ученик Иисуса, обращается к правителю - с тем, чтобы снять тело Иисуса.

Мертвое тело Иисуса оставалось на Кресте до последнего момента, потому что одно весьма важное лицо отправилось к Пилату просить позволения снять его для погребения по своему желанию. Святая церковь через тропарь говорит: «Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Тело Твое».

Почему евангелист делает акцент именно на то, что Иосиф человек уважаемый и знаменитый? Этот случай свидетельствует о той истине, которая произошла две тысячи лет назад. Иначе бы другой, не имеющий доступа, не вошел к Пилату и не смог бы просить тела Иисуса. Скажите, кто из нас может так просто войти к мэру города. Чтобы до него дойти, нужно преодолеть несколько инстанций!.. Только тот может войти к Пилату, который по долгу службы имеет на это все полномочия. Иосиф являлся членом Синедриона и тайным учеником Христа. Ему ничего не стоило войти в административное здание, к примеру, сказать, подняться по ступеням на такой-то этаж, и даже когда он вошел в комнату для приема, то ответственный по дому не препятствовал ему.

Вероятно,  Иосиф и Никодим, ожидали пришествия Мессии в мир наступление славного Царства Божия, а также и внешнего, политического царства. И мы с вами меряем и пытаемся устроить нашу земную жизнь так, чтобы нам было хорошо, тепло, уютно, сопутствовала удача, но все это на потребу. Важно отметить то, что не одни низшие классы народа симпатизировали новому Учителю, но и люди знатные. Боязнь извержения или слабость веры препятствовали ему открыто объявить о своей вере в Иисуса, но теперь скорбь и негодование вдохнули в него мужество. Отбросив всякую таинственность и предосторожность, он тотчас отправился к Пилату, чтобы тело Христа было отдано ему. Тогда Пилат вызвал сотника, спросил его: достаточно ли давно наступила она смерть, чтобы можно было отличить ее от простого обморока или оцепенения. И получил от него подтверждение о том, что уже умер, удостоверившись вполне, сразу, несомненно, с некоторым чувством удовлетворения - разрешает снять тело с Креста. Иосиф покупает длинный кусок тонкого полотна (синдон)  – эта материя была положена на камень, - когда сняли тело с Креста, то положили на камень. С приготовлением нужно было торопиться, поэтому все, что они могли сделать, это только - омыть тело, умастить его благовониями, завернуть голову белым платком, обвить истерзанные члены пеленами и благоговейно положить тело в скалистом уступе. Никодим с Иосифом обвили тело материей (плащаницей) и положили в новом гробе. Никодим в течение жизни Иисуса постоянно держался в стороне, но теперь, в вечер Его смерти, сердце его переполнилось чувством сострадания и угрызением совести и он, желая принять участие в погребении своим истинно царственным по щедрости приношением, принес сто литров смирны и Алоя. Израненное тело, божественно-человеческий дух, которого теперь уже покоится своим субботним покоем в раю Божием, было перенесено таким образом в мирную и избранную для Него гробницу. Что это за «новый гроб»? Место для погребения одного человека. Иосиф Аримафейский имел сад, который располагался в близости к месту распятия. По его приказанию был высечен из цельной скалы новый гроб, в котором он сам хотел быть погребенным, и приготовил его для себя. Место совершенно новое, - никто никогда там не был погребен. Иосиф не поколебался предоставить телу Иисуса последнее жилище. Вход в пещеру закрыли большим камнем (галал). Поздним вечером пятницы, едва окончили они все это, как мы знаем, солнце скрылось за холмами Иерусалимскими, и наступила суббота. Самую субботу они провели в тяжелом уединении, поэтому для разбитых сердец всех любящих Иисуса это была суббота скорби и отчаяния.

 «И минувши субботе», - «в следующий день, за субботой», Мария Магдалина, Мария мать Иакова, Саломия, приготовили ароматы, чтобы довершить умащение тела Иисуса, - так как в пятницу поздно вечером второпях Иосиф и Никодим должным образом не приготовили тело своего Учителя на погребение. Жены спешат рано утром исполнить то, что должны были сделать, - между собой беседуя: «Кто нам отвалит камень от дверей гроба? Как мы войдем туда? Ведь камень огромный, а мы женщины, мы слабые, - с беспокойством рассуждали между собой, - кто нам поможет это сделать?» Затруднение их разрешилось само собой. Тогда же и несколько спустя они узнали, что блистательный Ангел в белых одеждах поверг в ужас стражу и при великом землетрясении отвалил камень от гроба. Камень лежит отдельно от входа в пещеру - и путь открыт. Женщины спешат в пещеру, заглянули и обомлели! – именно так, как бывает у нас – когда мы куда-то идем, спешим, вдруг открываем двери и видим того, которого совершенно не ожидали встретить! И у нас, конечно же, появляется какой-то испуг.

Когда жены вошли в гробницу, не ожидая там увидеть никого, кроме как своего Учителя, они вдруг видят блистательного Ангела! Свет его белее солнечного света! Они в ужасе оцепенели. Как может быть там Ангел, когда Иосиф с Никодимом положили пречистое тело Иисуса, и любимого Учителя?.. В смятении и тревоге слушают слова Ангела: «не ужасайтесь: вы ищите Иисуса распятого: Его нет здесь. Он воскрес. Ведь Он вам говорил, что Он предваряет вас в Галилее? Там вы Его встретите. Идите, скажите апостолам и особенно Петру».

Что же сделали женщины? Услышав эти слова, они вышли из гроба, и как говорит евангелист, побежали. Можно сказать, рванули от гроба в испуге, в ужасе, от такого страха и ужаса то, что они увидели, они не могли никому ничего сказать, - потому что сильно испугались.  Через некоторое время страх и смятение сменились восторгом. Слова Ангела, сказанные у гроба и переданные ученикам, показались им «пустыми». Получив эту изумительную весть о Воскрешении Учителя, Петр и Иоанн отправились  удостовериться собственными глазами, что случилось. Иоанн перегнал своего спутника, остановился у гробницы, в безмолвном изумлении смотря на открытый гроб. Гроб был пуст и тщательно свернутые пелены лежали каждая на своем месте. Затем прибыл Петр и с своею обычною стремительностью, не обращая внимания на обрядовое  осквернение, руководствуясь порывом любви и изумления вошел в гробницу. Иоанн последовал за ним, «и увидел, и уверовал», и оба апостола свою уверенность понесли к своим собратиям. Аминь. 

- Спаси, Господи, батюшка.       

 ***

 

42 И уже позде бывшу, понеже бе пяток, еже есть к субботе,

43 прииде Иосиф, иже от Аримафеа, благообразен советник, иже и той бе чая Царствия Божия, дерзнув вниде к Пилату, и проси телесе Иисусова.

44 Пилат же дивися, аще уже умре: и призвав сотника, вопроси его: аще уже умре;

45 И уведев от сотника, даде тело Иосифови.

46 И купив плащаницу и снемь Его, обвит плащаницею: и положи Его во гроб, иже бе изсечен от камене: и привали камень над двери гроба.

47 Мариа же Магдалина и Мариа Иосиева зрясте, где Его полагаху.

(Евангелие от Марка, 15:42-47)

 ***

1 И минувшей субботе, Мариа Магдалина и Мариа Иаковля и Саломиа купиша ароматы, да пришедшя помажут Иисуса.

2 И зело заутра во едину от суббот приидоша на гроб, возсиявшу солнцу,

3 и глаголаху к себе: кто отвалит нам камень от дверий гроба;

4 И воззревшя видеша, яко отвален бе камень: бе бо велий зело.

5 И вшедшя во гроб, видеша юношу седяща в десных, одеяна во одежду белу: и ужасошася.

6 Он же глагола им: не ужасайтеся: Иисуса ищете Назарянина распятаго: воста, несть зде: се, место, идеже положиша Его:

7 но идите, рцыте учеником Его и Петрови, яко варяет вы в Галилеи: тамо Его видите, якоже рече вам.

8 И изшедшя бежаша от гроба: имяше же их трепет и ужас: и ни комуже ничтоже реша: бояхубося.

(Евангелие от Марка, 16:1-8)

 

39  Пришел также и Никодим, - приходивший прежде к Иисусу ночью, - и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.

40  Итак они взяли тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают Иудеи.

41  На том месте, где Он распят, был сад, и в саду гроб новый, в котором еще никто не был положен.

42  Там положили Иисуса ради пятницы Иудейской, потому что гроб был близко.

(Евангелие от Иоанна, 19:39-42)

 

 

Проповедь после Причастия

Спаси, Господи. Ангела-Хранителя и Божия благословения. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств. Всех вас с воскресным днем и с памятью святых Жен-мироносиц. А если вспоминается память о святых Женах-мироносицах, тогда в Церкви поздравляются женщины. Можно сказать: сегодня – Женский день. Не тогда, когда поздравляют нас мужчины 8 марта, как мы привыкли, - хотя являемся православными христианами. Восьмое марта –  припадает на дни Великого покаяния и скорби, на Великий пост – именно тогда, когда православные отказываются от вкушения скоромной пищи. Из рациона питания исключают мясные и молочные продукты, себя же наставляют на путь покаяния и молитвы. Великий пост называется Великим не только потому, что он самый строгий из четырех постов, практикуемых православными. И даже не потому, что он самый долгий пост по протяжению дней. Хотя все это, без сомнений, правда. Великий пост занимает такое особенное место в календаре религиозной жизни христиан и имеет такое наименование еще и потому, что исторически это самый древний из постов. И хотя вопрос о том, когда христиане впервые начали поститься сорокадневным постом, вызывает у историков различные мнения, уже в V веке Римский папа святитель Лев Великий утверждает, что своими корнями этот пост восходит к временам апостольских общин. А это, как известно, середина I века. Наш пост, наши усилия над собой, нравственное поведение, покаяние, молитвы, Причастие Тела и Крови Христовой – все это ступеньки к тайне Фаворского света. В христианском понимании, цель жизни заключается не только в том, чтобы быть нравственно здоровой личностью, но в том, чтобы Сам Бог начал жить внутри каждой души. Враг рода человеческого диавол, посеял вражду между человеком и Богом, и это, вот, еще один день той вражды, когда восьмого марта мы принимаем подарки, от мужей или мужчин, - а ведь это дни покаяния и молитвы. Церковь нас напутствует, дает нам назидание или наставление, чтобы мы своих женщин поздравляли - в третью неделю Пасхи, - святых Жен-мироносиц. Ибо сказал Христос: «там, где будет проповедано Евангелие, там будет память об этой женщине и о том, что она сделала».

13  истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала. (Евангелие от Матфея, 26:13)

Когда Иисус находился в Вифании, в доме Симона прокаженного с учениками, а также Его окружало множество народа, и Он говорил нечто, говорил те слова, которые касались каждого из присутствующих. Среди них была женщина, которая слушала речь Учителя, слова, произнесённые Им, коснулись ее сердца и она залилась слезами. Она заметила, что слезы капают Учителю на ноги. Волосы у нее были большие, Мария наклонилась, - или, скорее всего, опустилась на колени, - и своими волосами незаметно стирала с Его ног слезы. Затем достала алавастровый сосуд мира, - флакон, с духами, и помазала Ему ноги. Комната наполнилась благоухания. Один из учеников, Иуда Искариотский, говорит: «Учитель! Что же гибнет такое миро? Зачем такая трата? Его можно продать на торжище, - (следовательно, «на базаре»), - и можно за это миро получить триста динариев, и вырученные деньги раздать нищим». Евангелист говорит - он не о нищих заботился, а был вором. Он имел при себе денежный ящик и носил, что туда опускали. Из этого ящика, куда складывалось пожертвование, брал деньги. Иисус говорит: «не запрещайте этой женщине делать, ибо она помазывает Меня на погребение». Никто не внял этим словам – о том, что сказал Учитель. Слова же Учителя были таковы: «где будет проповедано Евангелие, там будет сказано и об этой женщине, и о том событии, которое она сделала, и память о ней никогда не забудется». Следовательно, прошло две тысячи лет с того времени, а Церковь призывает нас в 3-ю неделю по Пасхе, - в неделю Жен-мироносиц, - поздравлять всех женщин.

Сегодня совершилась Божественная литургия, мы благодарили Господа за то, что Милосердный Господь нашему алтарнику Кириллу Пирогову, даровал здоровье. В Петербурге сделали сложную операцию, мы молили Бога о даровании ему здоровья и сил. Собрали необходимые средства, чтобы купить корсет, который ему придется носить определенное время. В благодарность Господу, в благодарность вам, его семья купила цветы для женщин, чтобы поздравить с этим Великим праздником святых Жен-мироносиц, и всех женщин поздравить вас с Днем женщин. Вам дай, Господи, телесного здравия и душевного спасения.

Сегодня вечерняя в 16:00 с чтением Акафиста «Неупиваемая Чаша», в понедельник вечерняя в 16:00, и в 08:00 часов утра во вторник Божественная литургия. Во вторник прославление памяти Иоанна Богослова. Вторник – вечерняя в 16:00, и в среду – один из почитаемых Праздников в России – Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского Чудотворца – перенесение его мощей. Затем в пятницу в 09:00 часов утра молебен водосвятный с чтением Акафиста, в пятницу вечерняя в 16:00, в субботу в 08:00 часов утра начало Божественной литургии. В субботу вечерняя в 16:00, и в воскресенье в 08:00 часов утра начало Божественной литургии.        

 ***

37  И вот, женщина того города, которая была грешница, узнав, что Он возлежит в доме фарисея, принесла алавастровый сосуд с миром

38  и, став позади у ног Его и плача, начала обливать ноги Его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром.

(Евангелие от Луки, 7:37-38)

 ***

1  Когда Иисус окончил все слова сии, то сказал ученикам Своим:

2  вы знаете, что через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие.

3  Тогда собрались первосвященники и книжники и старейшины народа во двор первосвященника, по имени Каиафы,

4  и положили в совете взять Иисуса хитростью и убить;

5  но говорили: только не в праздник, чтобы не сделалось возмущения в народе.

6  Когда же Иисус был в Вифании, в доме Симона прокаженного,

7  приступила к Нему женщина с алавастровым сосудом мира драгоценного и возливала Ему возлежащему на голову.

8  Увидев это, ученики Его вознегодовали и говорили: к чему такая трата?

9  Ибо можно было бы продать это миро за большую цену и дать нищим.

10  Но Иисус, уразумев сие, сказал им: что смущаете женщину? она доброе дело сделала для Меня:

11  ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете;

12  возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению;

13  истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала.

(Евангелие от Матфея, 26, 1-13)

 ***

1 Иисус же прежде шести дний Пасхи прииде в Вифанию, идеже бе Лазарь умерый, егоже воскреси от мертвых.

2 Сотвориша же Ему вечерю ту, и Марфа служаше: Лазарь же един бе от возлежащих с Ним.

3 Мариа же приемши литру мира нарда пистика многоценна, помаза нозе Иисусове, и отре власы своими нозе Его: храмина же исполнися от вони масти (благовонныя).

4 Глагола же един от ученик Его, Иуда Симонов Искариотский, иже хотяше Его предати:

5 чесо ради миро сие не продано бысть на триех стех пенязь и дано нищым;

6 Сие же рече, не яко о нищих печашеся, но яко тать бе, и ковчежец имеяше, и вметаемая ношаше.

7 Рече же Иисус: не дейте ея, да в день погребения Моего соблюдет е:

8 нищыя бо всегда имате с собою, Мене же не всегда имате.

(Евангелие от Иоанна, 12:1-8)