ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Воскресная проповедь 26.05.13 Печать

26  мая  2013 года на воскресной Божественной литургии протоиерей Димитрий обратился к прихожанам со словом проповеди:

Проповедь до Причастия

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

- Аминь.

Близ Овечьих ворот в Иерусалиме находился пруд, который обладал замечательными и целебными свойствами. Называются Овечьими потому, что Бедуины иногда заводили овец в город для продажи, тогда как в древности через них гоняли на городской рынок и для жертвоприношения. Так и называлась – «купальня у Овечьих ворот». В силу качества природы воды и вследствие каких-то природных стихий, содержащим в себе газы, несомненно, оказывал самое благодетельное влияние на здоровье человека, поэтому он назывался по-еврейски Вифезда (Дом милосердия). Помимо всего прочего спускался с неба Ангел и возмущал воду, вода сразу же приобретала сверх целительную силу, и получал ее тот, кто первым в нее погружался. Купель имела пять крытых ходов, в которых под портиками, украшавшими пятиугольное здание, лежало множество страждущих слепотой, хромотой, и расслабленностью. Само обстоятельство, что вода в известные периоды содержала в себе целительное и укрепляющее свойство, было достаточно для привлечения сюда множества страждущих.

Большое скопление страждущего народа лежало у подножия этого пруда, и каждый немощный ожидал особое состояние воды, когда возмутит Ангел, для того чтобы получить исцеление. Иисус входит в Иерусалим. Путь лежит через пруд. И взглянул на человека, который страдает тридцать восемь лет недугом паралича, вознамерился сделать дар бедняку, которому никто не хотел помочь раньше. Обращается к нему с сердечным состраданием и со словами: «Хочешь ли быть здоров?» Сначала слова эти едва ли вывели несчастного из его унылого оцепенения, не взирая на Того, Кто с ним говорит, отвечает Ему те слова, о которых он давно бесполезно мечтал, говорит Ему: «да, Господин». Но, думая может быть, с мгновенным проблеском надежды, что это какой-нибудь незнакомец, который по сердечной доброте хочет помочь ему первым попасть в воду, когда она возмутится опять, он рассказывает в ответ свою горькую повесть о долгом и тщетном ожидании. О том, что он много лет ожидает, чтобы первым войти в пруд, но всякий раз более счастливые и менее слабые, успевали раньше его бросаться в купель, пока не потерян был благоприятный момент. Видимо, болезнь поразила не только тело, но и мысли, и состояние его души, и лежá в таком отчаянии на портиках, не надеялся ни на что. Расслабленный говорит Ему потому, что надеется, что путник вследствие Своего милосердия, может быть, сядет вместе с ним и будет ожидать, когда Ангел войдет в эту купель и возмутит воду и тогда путник поможет расслабленному, первому попасть в пруд.

            Господь предлагает ему конкретно – более скорую и действительную помощь. «Вставай, сказал Он, возьми постель свою и ходи»!

 Слова произнесены таким тоном, которому нельзя было не повиноваться, а может быть, взгляд Говорившего был такой прямой, что у расслабленного человека пробежал по изнеможённым членам и разбитому организму, ослабленному страданием и грехом целой жизни, целительная сила. Подобно электрическому току расслабленные члены вдруг почувствовали в себе силу. Тем временем, Учитель сказал и удалился. Иисус удалился, потому что не желал грубого возмущения в народе. Если бы народ увидел совершившееся чудо, то стали бы смотреть на Него только как на Чудотворца. Когда же поднялся  расслабленный, то его обступила толпа совопросников. Смотрели  на него с изумлением и негодованием. «Почему ты берешь постель в субботу? Ведь Закон Моисея запрещает работать в седьмой день!»

Закон Моисея запрещал работать только потому, что Милосердный Бог, Любящий Отец, дает нам возможность, прежде всего, отдохнуть. Милосердие Божие предназначено для защиты подчиненных и угнетенных людей от тяжести непрерывной работы. Это день, который Бог приписывает Себе, необычайно важен для духовной жизни вообще. Таково значение четвертой заповеди. Бог дарует его и нам, - чтобы мы с вами в этот день, прославивши Бога, могли отдохнуть в своем доме, от тяжести недельного труда. Разве не ясно сказал пророк Иеремия: «Берегите души свои и не носите нош в день субботний». Милосердный Бог даже проявляет милосердие и к этим рабам, - Он запрещает в Законе Моисея, чтобы не носили даже дрова к печи!.. Но, понятно, богатый – ему не нужно носить, у него есть рабы. Он приказал - и они ему делают. Поэтому Закон Моисея, прежде всего, показывает нам, что Бог проявляет милосердие ко всем нам, чтобы и мы в седьмой день отдыхали.

8  Помни день субботний, чтобы святить его;

9  шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои,

10  а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни [вол твой, ни осел твой, ни всякий] скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих;

11  ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его.

(Исход, 20:8-11)

Человек расслабленный не видел своего собеседника, отвечает им: «Тот, Кто меня исцелил, Тот мне сказал, чтобы я взял постель и шёл в свой дом». Может, у этого расслабленного за тридцать восемь болезненных лет все, что осталось, только постель? В каком же отношении она была нарушена тем, что человек, чудесно исцеленный, хотел нести домой простую постель, в котором заключалось все его состояние. Строгие законники обращаются к расслабленному: «скажи нам, кто Тот Человек?». Личность Иисуса, очевидно, еще так мало была известна на окраинах Иерусалима, или человек этот с таким тупым равнодушием отнесся к Иисусу, когда Он сначала заговорил с ним, что в действительности он и не знал, кто был его благодетелем.

Потом Иисус входит в храм. Там же находился бывший расслабленный. Христос, предостерегая его, провидя его внутреннее и низкое состояние души. Обращается к нему, говоря: «вот, ты выздоровел; больше не согрешай, чтобы с тобой худшего чего не случилось». Услышав знакомый голос и тот тембр, который его исцелил, не проявляя никакой благодарности к своему исцелителю! Расслабленный спешит к иудеям и объявляет им: «Тот, Кто меня исцелил, зовут Иисус». Аминь.

- Спаси, Господи.

1  После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

2  Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

3  В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

4  ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

5  Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

6  Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

7  Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

8  Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

9  И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10  Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11  Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12  Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13  Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14  Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15  Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

(Евангелие от Иоанна, 5:1-15)

 

 

Проповедь после Причастия

Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств, всех вас - с воскресным днем. Напоминаю - воскресенье – это Малая Пасха. Тот день ветхозаветный, -  седьмой день, - который Бог освятил и запретил работать нам, этот день стал именоваться воскресенье. Этот день Бог не только благословил, но в этот день Он Воскрес, и Воскресши, первого ввел в рай распятого на кресте разбойника, который сказал «Помяни меня, Господи, когда придёшь во Царствие Твое», - первый разбойник распятый на кресте, стал поносить Его: «если Ты Бог, сойди со креста, спаси Себя и нас». А второй сказал: «не боишься ли ты Бога? Ибо мы с тобой достойны осуждения на смерть по праву. Сколько зла мы сотворили! Сей Человек никакой вины не сотворил. За что Его распинали?» Архиереи проходили мимо, говорили: «иных спасал, Себя спасти не может. Христос, Царь Израилев, пускай сойдет с креста, и мы увидим, и уверуем; уповал на Бога; говорил, что Он Сын Божий». И только благоразумный разбойник, осознавши всё свое греховное падение, до глубины души проникся покаянием!.. Не таким покаянием, как сегодня мы слышали в Евангелие – тридцать восемь лет лежал человек расслабленный, и даже «спасибо» не сказал за неожиданное и чудесное обновление своей безотрадной жизни Тому, Кто совершил словом расслабленность, продолжавшуюся в течение целой жизни. Разбойник проникся глубиной покаяния и сказал: «помяни меня, Господи, когда придешь в Свое Царство!» И ответ был такой: «в сей день будешь со Мной в раю». Первый, кто вошел вместе с Христом, это благоразумный разбойник. Вернулся в то лоно, ради чего был создан мир.

Мы с вами не должны забывать эпизод  жизни Господа нашего Иисуса Христа, но самим необходимо почитать Божий Воскресный день. Ни себе позволять нарушать его, не давать поводу никому другому нарушать его! Нарушая день, мы себе собираем пагубу и угли на голову. Мы сами себя наказываем - потому что не чтим Божьего дня...

Сегодня мы сотворили молитву на освящение новых венцов. Благочестивая православная семья нашего Прихода, которая находится среди нас, совершила жертву Господу нашему – в наш храм приобрели новую пару венцов. Венцы эти покрыты золотом, и цена у них, как всегда, большая. В нашем храме «Умиление» не может быть плохо, у нас всегда самое лучшее. Первая молодая пара, которая будет венчаться новыми венцами, - по-моему, это будет седьмого июня. Ну, а кто у нас не венчан, пожалуйста, думайте – как вы будете перед Богом стоять, если вы не заключили между мужем и женой, не заключили союз брака? Когда вы пойдете в Вечность, что вы скажете Богу? «Это моя жена?» Какая она вам жена?.. Или: «Это мой муж?» Какой он муж вам. Ангела-Хранителя и Божия благословения.

- Спаси, Господи.

 

32  Вели с Ним на смерть и двух злодеев.

33  И когда пришли на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону.

34  Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают. И делили одежды Его, бросая жребий.

35  И стоял народ и смотрел. Насмехались же вместе с ними и начальники, говоря: других спасал; пусть спасет Себя Самого, если Он Христос, избранный Божий.

36  Также и воины ругались над Ним, подходя и поднося Ему уксус

37  и говоря: если Ты Царь Иудейский, спаси Себя Самого.

38  И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский.

39  Один из повешенных злодеев злословил Его и говорил: если Ты Христос, спаси Себя и нас.

40  Другой же, напротив, унимал его и говорил: или ты не боишься Бога, когда и сам осужден на то же?

41  и мы осуждены справедливо, потому что достойное по делам нашим приняли, а Он ничего худого не сделал.

42  И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!

43  И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

(Евангелие от Луки, 23:32-43)

 

 

27  С Ним распяли двух разбойников, одного по правую, а другого по левую сторону Его.

28  И сбылось слово Писания: и к злодеям причтен.

29  Проходящие злословили Его, кивая головами своими и говоря: э! разрушающий храм, и в три дня созидающий!

30  спаси Себя Самого и сойди со креста.

31  Подобно и первосвященники с книжниками, насмехаясь, говорили друг другу: других спасал, а Себя не может спасти.

32  Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели, и уверуем. И распятые с Ним поносили Его.

(Евангелие от Марка, 15:27-32)

 

 

38  Тогда распяты с Ним два разбойника: один по правую сторону, а другой по левую.

39  Проходящие же злословили Его, кивая головами своими

40  и говоря: Разрушающий храм и в три дня Созидающий! спаси Себя Самого; если Ты Сын Божий, сойди с креста.

41  Подобно и первосвященники с книжниками и старейшинами и фарисеями, насмехаясь, говорили:

42  других спасал, а Себя Самого не может спасти; если Он Царь Израилев, пусть теперь сойдет с креста, и уверуем в Него;

43  уповал на Бога; пусть теперь избавит Его, если Он угоден Ему. Ибо Он сказал: Я Божий Сын.

44  Также и разбойники, распятые с Ним, поносили Его.

(Евангелие от Матфея, 27:38-44)

 

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"