Воскресная проповедь 02.06.13 Печать

2 июня 2013 года протоиерей Димитрий Осяк на Божественной Литургии обратился к прихожанам с проповедью:

Проповедь до Причастия

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

- Аминь.

Сегодня Церковь предлагает нам выслушать объяснение некой повести – о том, как Христос вошел в Самарийский город Сихарь. Близ этого города находился студенец, что в переводе означает «колодец». Евангелие говорит: был шестой час. На наше время «двенадцать часов пополудни». В Палестине в майский полдень особенно жарко. Отправившись в путь рано утром, чтобы насколько возможно больше воспользоваться часами прохлады в пути, Иисус остановился  для отдыха у колодца. Ученики Его, вероятно, две пары братьев, которых Он призвал раньше всех, и с ними двое друзей, Филипп и Варфоломей поспешили в город закупить все необходимое для трапезы. Вдруг Его уединение нарушено приближением некой женщиной. Эта женщина пришла в знойный час почерпнуть воду. Что ее побудило прийти к источнику?.. - ну, это объяснимо, она пришла к источнику для того, чтобы набрать в сосуд воду, - но почему же в знойный час? В это время обычно не ходят за водой. Возможно, она не пользовалась доброй славой и вследствие этого не хотела встречаться с жителями, когда у колодезя толпились все женщины города. Ведь как бывает в народе, когда увидят человека, начинают его обсуждать?.. Церковь нас учит ясно: «Не судите, да не судимы, будете».  Чувство ли национальной гордости и уважения к памяти великого предка своего народа, или быть может особенная прохладность, и свежесть воды побудили ее идти к этому именно колодезю, а не к какому-нибудь другому источнику поближе. Вода на Востоке не только необходимость, но и восхитительная роскошь, и уроженцы Палестины знатоки в ее качествах.

1  Не судите, да не судимы будете,

(Евангелие от Матфея, 7:1)

Женщина подошла к колодцу и набирает воду. Спаситель был истомлен и жаждал, и Сам не имея возможности достать холодной воды, обращается к ней, говоря: «женщина, дай Мне пить». Она удивляется, что чужестранец, Иудей, просит у нее воды. Между Иудеями и Самарянами уже давно была такая непримиримая ненависть, до того порваны были все сношения между ними, что просьба эта вызвала у самарянки только крайнее удивление. Всякий, кому приходилось путешествовать на востоке, знает, с какой радостью и охотой отвечают там, на подобную просьбу. Жалкий феллах, даже грубый бедуин, как бы чувствует положительное удовольствие исполнить заповедь своего пророка и поделиться с жаждущим. Дать воды, долг каждого человека, и если бы самарянин попросил воды, то эта самарянка оставила всё и тот час дала ему пить, но здесь она придерживается вражды!.. Она дерзко отвечает: «како Ты, жидовин сый от меня пить просишь», знаешь, что самаряне с иудеями не прикасаются и не общаются? Что Ты у меня просишь воды? Тогда Иисус говорит: «аще бы ведала дар Божий, и Кто есть глаголяй ти: даждь Ми пити:», То ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую. Женщина, услышав такие слова, с удивлением и, может быть, с какой-то укоризной показывая на колодезь, говорит Ему: господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда у Тебя вода живая. Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который выкопал этот колодец и отдал по наследству своему любимому сыну Иосифу? И сам из него пил, и дети его, и скот его. Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять. Кто будет пить воду, которую Я дам ему, не будет жаждать вовек.  Она сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную. Она говорит Ему: господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать. Спаситель не остановил этот грубый буквализм ее ответа. Он поступил тут так же, как поступил при подобной же непонятливости ученого Никодима, стараясь, возвести ее мысли в возможно высшую область. Она чувствует, что перед ней находится Кто-то великий, и она просит у Него этой воды живой; но, опять с тем же узким и грубым пониманием, она просит лишь для того, чтобы не иметь больше жажды и не приходить сюда опять за водой. Довольно уже было сделано для назидания бедной крайне изумленной женщины. Иисус велит ей пойти и  позвать своего мужа и с ним опять возвратиться сюда. Самарянка отвечает: у меня нет мужа. Правду ты говоришь: у тебя было пять мужей и тот, которого ты имеешь, не муж тебе вовсе. Спаситель в сугубое подтверждение ее грустного признания раскрыл пред ней тайну ее распущенной и преступной жизни.

Теперь женщина начинает несколько размышлять и задумываться о более глубоком и духовном. Она уже ясно видела, что перед ней пророк и ее живая мысль быстро переносится к другому великому вопросу, из-за которого постоянно шел ожесточенный спор между ее народом и соотечественниками: Скажи нам, Иерусалим или Гаризим нужно считать священным местом Палестины. Гаризим, это древнейшее святилище, где Иисус Навин произносил свои благословения и где Авраам готовился принесть в жертву своего сына Исаака. Указывая на вершину горы, увенчанной развалинами древнего храма Манасии, разрушенного Гирканом, она предложила Спасителю занимавший ее вопрос. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место поклонения находится в Иерусалиме, где Соломон построил храм, и каждый со своей стороны считал себя правым. Кратко и только мимоходом Господь легко разрешил ее недоумение. В споре с самарянами иудеи, бесспорно, были правы. Иерусалим был местом, которое избрано было Самим Богом. Коснувшись земного спора, Спаситель изрек ей великое и достопамятное пророчество: «Ныне настанет время, даже уже настало, что поклоняться будут не в Самарии на горе Гаризим, и не в Иерусалиме, а истинные поклонницы будут поклоняться Отцу на всяком месте в духе и истине». Заметьте, какие слова – «на всяком месте владычества Божия».

22 Благословите Господа, вся дела его на всяком месте владычества его: благослови, душе моя, Господа.

(Псалтирь, Псалом 102:22)

Мы можем приносить молитву Богу потому, что молитва есть беседа с Творцом, но в другом месте Евангельского слова, где Господь говорит, «Ибо Царство Божие есть внутри вас». Прежде всего, сердце у нас должно быть чистое и дела наши должны быть, подобны нашего Отца Небесного, и тогда молитва наша будет легка и всегда будет приятна Господу Богу.

20  Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом,

21  и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть.

(Евангелие от Луки, 17:20-21)

Она была глубоко тронута и поражена; но как можно было по простому случайному слову неизвестного чужестранца отказаться от своей крепкой веры, в которой она и ее отцы родились и воспитывались. Случай свел ее с Тем, с Кем она говорила, задавая вопрос, который был причиной их дикой взаимной многолетней вражды. Со вздохом женщина отложила окончательное решение этого вопроса до пришествия Мессии. И тогда Спаситель изрек простые, но страшные слова: «это Я, Который говорю с тобой». На этом беседа была прервана, ученики подходили к своему Учителю. Еще издали  увидели, что Иисус вел долгий и серьезный разговор, беседует с женщиной. Колодезь Иакова вырыт на возвышенном месте, на остроге Гаризима, в той части равнины, которая не загораживается ни деревьями, ни зданиями. Ученики крайне были удивлены этому, однако не осмелились об этом сказать что-нибудь Учителю. Сознание Его величия, любовь и вера, которыми вдохновляло самое Его присутствие, подавили в них все мелкие сомнения и всякое любопытство. Тогда женщина, позабыв даже свой водонос, вследствие поразившего ее изумления, побежала в город рассказать о своей чудесной встрече. Между тем ученики просили Его, говоря: «Равви, ешь». Учитель сказал им: «аз брашно имам ясти». И тогда ученики удивились: «кто Тебя накормил? Откуда у Тебя может быть пища?» И тогда Учитель говорит: «мое брашно есть, да сотворю волю Пославшего Мя». Посмотрите, - указывая на жителей Сихема, стекавшихся к Нему по равнине, Он продолжал: Вы говорите, что  еще четыре месяца до жатвы. Взгляните на эти поля, как они пожелтели (духовно) и уже можно жать. Вы будете радостно пожинать жатву, которую Я посеял, потому что уже настало время. Самаряне, которые во всех евангельских замечаниях о них являются более простыми и податливыми на убеждения чем иудеи, скоро побежали из города по указанию женщины самарянки. Жителей города, слушающих проповедь, участвуя в личной беседе с Христом убедила многих из самарян гораздо глубже, чем рассказ женщины, которой Он впервые открыл Себя, и, милостиво снисходя к их  просьбе побыть у них, Он пробыл там два дня с Своими учениками. А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, но и сами убедились, слушая Его, что Он воистину Спаситель мира, Христос. Несомненно это двухдневное учение и было главным образом причиною многочисленных обращений в их среде в последующее время.  Аминь.

- Спаси, Господи.

1 Егда убо разуме Иисус, яко услышаша фарисее, яко Иисус множайшыя ученики творит и крещает, неже Иоанн:

2 Иисус же Сам не крещаше, но ученицы Его:

3 остави Иудею и иде паки в Галилею.

4 Подобаше же Ему проити сквозе Самарию.

5 Прииде убо во град Самарийский, глаголемый Сихарь, близ веси, юже даде Иаков Иосифу сыну своему:

6 бе же ту источник Иаковль. Иисус же утруждся от пути, седяше тако на источнице: бе (же) яко час шестый.

7 Прииде жена от Самарии почерпати воду. Глагола ей Иисус: даждь Ми пити.

8 Ученицы бо Его отшли бяху во град, да брашно купят.

9 Глагола Ему жена Самаряныня: како Ты жидовин сый от мене пити просиши, жены Самаряныни сущей; не прикасаютбося жидове Самаряном.

10 Отвеща Иисус и рече ей: аще бы ведала еси дар Божий, и Кто есть глаголяй ти: даждь Ми пити: ты бы просила у Него, и дал бы ти воду живу.

11 Глагола Ему жена: господи, ни почерпала имаши, и студенец есть глубок: откуду убо имаши воду живу;

12 Еда ты болий еси отца нашего Иакова, иже даде нам студенец сей, и той из него пит и сынове его и скоти его;

13 Отвеща Иисус и рече ей: всяк пияй от воды сея, вжаждется паки:

14 а иже пиет от воды, юже Аз дам ему, не вжаждется во веки: но вода, юже (Аз) дам ему, будет в нем источник воды текущия в живот вечный.

15 Глагола к Нему жена: господи, даждь ми сию воду, да ни жажду, ни прихожду семо почерпати.

16 Глагола ей Иисус: иди, пригласи мужа твоего и прииди семо.

17 Отвеща жена и рече (Ему): не имам мужа. Глагола ей Иисус: добре рекла еси, яко мужа не имам:

18 пять бо мужей имела еси, и ныне, егоже имаши, несть ти муж: се воистинну рекла еси.

19 Глагола Ему жена: Господи, вижу, яко пророк еси Ты:

20 отцы наши в горе сей поклонишася: и вы глаголете, яко во Иерусалимех есть место, идеже кланятися подобает.

21 Глагола ей Иисус: жено, веру Ми ими, яко грядет час, егда ни в горе сей, ни во Иерусалимех поклонитеся Отцу:

22 вы кланяетеся, егоже не весте: мы кланяемся, егоже вемы, яко спасение от Иудей есть:

23 но грядет час, и ныне есть, егда истиннии поклонницы поклонятся Отцу духом и истиною: ибо Отец таковых ищет покланяющихся Ему:

24 дух (есть) Бог: и иже кланяется Ему, духом и истиною достоит кланятися.

25 Глагола Ему жена: вем, яко Мессиа приидет, глаголемыи Христос: егда Той приидет, возвестит нам вся.

26 Глагола ей Иисус: Аз есмь, глаголяй с тобою.

27 И тогда приидоша ученицы Его и чудяхуся, яко с женою глаголаше: обаче никтоже рече: чесо ищеши; или: что глаголеши с нею;

28 Остави же водонос свой жена, и иде во град, и глагола человеком:

29 приидите (и) видите Человека, иже рече ми вся, елика сотворих: еда Той есть Христос;

30 Изыдоша же из града и грядяху к Нему.

31 Между же сим моляху Его ученицы (Его), глаголюще: Равви, яждь.

32 Он же рече им: Аз брашно имам ясти, егоже вы не весте.

33 Глаголаху убо ученицы к себе: еда кто принесе Ему ясти;

34 Глагола им Иисус: Мое брашно есть, да сотворю волю Пославшаго Мя и совершу дело Его.

35 Не вы ли глаголете, яко еще четыри месяцы суть, и жатва придет; Се, глаголю вам: возведите очи ваши и видите нивы, яко плавы суть к жатве уже:

36 и жняй мзду приемлет и собирает плод в живот вечный, да и сеяй вкупе радуется и жняй:

37 о сем бо слово есть истинное, яко ин есть сеяй, и ин (есть) жняй:

38 Аз послах вы жати, идеже вы не трудистеся: инии трудишася, и вы в труд их внидосте.

39 От града же того мнози вероваша в Онь от Самарян, за слово жены свидетелствующия, яко рече ми вся, елика сотворих.

40 Егда убо приидоша к Нему Самаряне, моляху Его, дабы пребыл у них: и пребысть ту два дни.

41 И много паче вероваша за слово Его:

42 жене же глаголаху, яко не ктому за твою беседу веруем: сами бо слышахом и вемы, яко Сей есть воистинну Спас миру, Христос.

43 По двою же дню изыде оттуду и иде в Галилею:

44 Сам бо Иисус свидетелствова, яко пророк во своем отечествии чести не имать.

(Евангелие от Иоанна, 4:1-44)

Проповедь после Причастия

О. Димитрий:

- Христос Воскресе!

Прихожане:

- Воистину Воскресе!

О. Димитрий:

- Христос Воскресе!

Прихожане:

- Воистину Воскресе!

О. Димитрий:

- Христос Воскресе!

Прихожане:

- Воистину Воскресе!

 

воистину Христос воскрес из мертвых, смертью своею, поправ смерть и сущим («ожидающим») в гробах живот (жизнь) даровав.

Христос воскресе из мертвых,  смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав.

(Тропарь Пасхи)

5-я Неделя по Пасхе. Так незаметно протекает вся наша жизнь. Еще несколько дней, или недель назад, мы с вами готовились к Пасхе. Каждый из нас думал, как преодолеет дни Великого Поста? Он надеялся, конечно же, не только на свои силы, но на помощь и поддержку Божию. Своими силами мы ничего не сможем сделать. Не дай нам здоровья Бог, мы не сможем даже подняться со своих кроватей!.. Но Милосердный Бог дарует нам и свет, и тепло, и силу в наших ногах и в наших руках. Мы готовились с вами встречать Пасху Христову, а уже прошло после нее пять недель! Как жизнь временная быстро протекает!.. - вот о чем нам Господь и говорил сегодня в Евангелии, обращаясь ко всем нам. Евангелие - это земная жизнь Иисуса Христа. Или, как говорил евангелист Лука, обращаясь к своему другу и собрату: «Тебе, державный Феофиле», я говорю некую повесть о известных между нами событиях.

Христос Иисус, Сын Божий, сошел с неба ради нас и ради нашего спасения, приняв плоть человека и прожив здесь земную жизнь. И не просто прожив, но и прочувствовав всех нас. Проявил милосердие к вдове, которая шла за гробом, заливалась слезами, горевала о потере своего единственного сына. Господь Иисус Христос утешил ее словами: «не плачь». Коснулся во одр, и процессия погребения остановилась. Коснулся сына вдовы, и он встал!.. Вспомним слова Евангелия, когда расслабленный тридцать восемь лет лежал у источника и мысленно надеялся, что он всё же сможет преодолеть препятствие, набраться сил и опуститься в купель, для того чтобы получить силы и здоровье. Он видел много раз, когда сходил с неба Ангел, возмущал воду, и кто туда первый прыгал, в эту воду, то на себя принимал всю Божественную силу. Он, много лет взирая на эти чудеса, надеялся, что и сам когда-то, вдруг первым сбросится в озеро, но у него не получалось. Христос к нему проявил милосердие - даже не посылая его в воду, но говоря: «встань, возьми одр твой и иди в дом». И сегодня мы слышали Евангельское Слово, Самарянка – женщина, которой на долю припала тяжелая и суровая женская доля! – народ ее осуждает, ропщет, она, стесняясь, не желает встречаться со своими обидчиками. И вдруг она встречается с чужестранцем, - с удивительным Человеком, Который наставляет ее добрым обличением. Она задумывается: Стоит ли мне слушать Его, или, может быть, всё же руководствоваться верой своих отцов. Иисус ей открывает такие тайны ее жизни, которые никто не мог знать! Христос постепенно приводит ее  к вразумлению! – сначала Он ей сказал о живой воде, но женщина, надеясь, выпив воды, больше не будет нуждаться в питие и не ходить по воду, - Он говорит ей: «всякий, пьющий воду из этого колодца, вжаждется снова». Иисус говорит о живой воде, (Дух Святой) которая будет под сердцем и приводить к спасению! - вот о чем говорит Иисус. И тогда эта женщина начинает духовно прозревать. Вижу, что Ты пророк, но скажи мне, чтобы разобраться в себе и в своем учении. И дошло до того, что Иисус сказал: «приведи сюда мужа, и тогда, вот, Я дам вам живой воды». А эта женщина обращается к Нему, говоря: «я не имею мужа». Иисус ей говорит: «да, конечно, ты правду сказала, за время твоей жизни у тебя было пять мужей, и тот, которого ты сейчас имеешь, ну какой же он тебе муж?» От таких слов женщина бросила сосуд и поспешила к народу, говоря: «воистину Мессия пришел». И сегодня в каждом храме проповедуется Слово Божие. Священники напоминают вам о живой воде, которую вы можете пить из Чаши – Тело и Кровь Господа Нашего Иисуса Христа – вот Источник воды, приводящий нас в жизнь вечную! Об этом всегда говорит и напоминает нам Церковь, - и тот случай, или ту повесть о женщине Самаряныне, которая пришла за обыкновенной ключевой водой, а вышла оттуда, полна жизни вечной!.. Многие из нас приходят в храм сначала именно за потребностью житейской, потому что широко еще и не могут ощущать присутствие Бога, и не могут чувствовать Его Благодать. Но проходит некоторое время, - получая Благодать Святого Духа – невидимую, но ощутимую, народ Божий начинает прозревать. Начинает понимать цель и смысл жизни. Ради чего мы живем и что главное?.. Что главное – трапеза, которую мы употребляем, кушая, сидя за столом - или молитва, которая, прежде всего, должна быть произнесена перед тем, как мы вкушаем пищу?.. Что главней? Что главней – день, который начинается без молитвы, или день, который начинается именно с молитвы? Исполняя малое, но из глубины души и чистого сердца, начинают прозревать, осознавать и понимать цель и смысл жизни.

Всех вас поздравляю с воскресным днем. Напоминаю, что уже пробежало пять недель после Светлого Христова Воскресения. Служба будет у нас сегодня вечерняя с чтением Акафиста, а на неделе – во вторник 16:00 вечерня, а в среду память Евфросинии, игуменьи Полоцкой, Литургия 08:00. Затем в среду вечерня в 16:00, и в четверг так же – в 08:00 часов утра начало Божественной литургии. В четверг память Ксении, Матушки Блаженной. Затем в пятницу в 09:00 часов утра молебен с водосвятием. В пятницу вечерня 16:00, в субботу 07:30 начало чтения Часов – особая молитва, где совершается проскомидия – это приготовление Божественных Таинств, а затем литургия Иоанна Златоуста. В субботу вечерня 16:00, в воскресенье 08:00 часов утра начало Божественной литургии. На вас призываю Благословение Божие, помощь и поддержку, а самое главное – как сказано сегодня в чтении Евангелия, чтобы вы прониклись той Благодатью, которая всех нас приводит к Источнику жизни вечной. Прониклись к той вере и к созерцанию нашего Бога через молитву, а Милосердный Господь никогда не оставит нас без надежды, никогда не оставит нас без помощи, ведь Он напоминает нам через Евангелие: «Просите, и вам дастся: стучите, и вам откроют». Христос каждый раз стучится в наше сердце! Другое дело - позволим мы ли мы сердце свое открыть для Него?.. Но знаю – тот, кто впустит Бога в свое сердце, никогда больше не лишится Его Божественной Благодати. Вам же Ангела-Хранителя и Божия благословения на предстоящую неделю.

- Спаси, Господи, батюшка.             

7 Просите, и дастся вам: ищите, и обрящете: толцыте, и отверзется вам:

8 всяк бо просяй приемлет, и ищяй обретает, и толкущему отверзется.

(Евангелие от Матфея, 7:7-8)

 

1 Первое убо слово сотворих о всех, о, Феофиле, яже начат Иисус творити же и учити

2 даже до дне, в оньже, заповедав Апостолом Духом Святым, ихже избра, вознесеся:

3 пред нимиже и постави Себе жива по страдании Своем во мнозех истинных знамениих, деньми четыредесятьми являяся им и глаголя яже о Царствии Божии:

(Деяния святых апостолов, 1:1-3)

 

1 Понеже убо мнози начаша чинити повесть о извествованных в нас вещех,

2 якоже предаша нам, иже исперва самовидцы и слуги бывшии Словесе:

3 изволися и мне последовавшу выше вся испытно, поряду писати тебе, державный Феофиле,

4 да разумееши, о нихже научился еси словесех утверждение.

(Евангелие от Луки, 1:1-4)