Воскресная проповедь 09.06.13 Печать

9 июня 2013 года настоятель храма в честь иконы Божией Матери Умиление протоиерей Димитрий Осяк обратился к прихожанам с проповедью:

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. - Аминь.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Евангелие от Иоанна, 3:16)

Говорит евангелист, - «пришел к своим, и свои Его не приняли». «Ныне же мытари и грешницы слушают Его». «Отныне Царство Божие отымается от вас и дастся народу, приносящему плоды его». Слыша притчи Его, первосвященники и фарисеи, хорошо знающие Писание, чтили Бога не сердцем, а вопреки закону Божию делались рабами лицемерия, корыстолюбия и гордости.

К примеру, сказано – пять поклонов. Вот будем делать пять поклонов. Сказано – вот так поступать, - будут только так поступать. Выставляли напоказ народу свои подвиги, как-то: молитвы и раздачу милостыни. Имели притязание на необычайную святость, и со строгою заботливостью исполняли многочисленные обряды, очищения, дошедшие до них по преданию. А ведь что просит Бог? «Сыне, дай мне сердце твое». Просит для того чтобы помочь нам избавиться от страстей стоящих на нашем жизненном пути. Дает настойчивое увещание держаться мудрости, истины и разумения.

26 Даждь ми, сыне, твое сердце, очи же твои моя пути да соблюдают.

(Притчи Соломона, 23:26)

Господь обличил фарисеев, и тогда они говорят: «Ты кто еси». И тогда Иисус говорит им: «Авраам отец ваш рад был бы, да бы видел день Мой: радовался Пришествию Моему». Истинно говорю вам: прежде, нежели был Авраам, Я есмъ». Тогда фарисеи озлобились, взяли камни, чтобы бросить на Иисуса. Но не пришло еще время, и Христос прошел посреди них.

«И мимоидый», – Евангелие, которое только что было прочитано, проходя из храма,  увидел человека слепого от рождения, который просил милостыню сидя у врат храма, заявлял о своем жалком положении, выпрашивая подаяния. Ученики спрашивают: «Учитель! скажи нам, отчего этот человек родился слепым. За грехи родителей или за его грехи? Но если за его грехи, ведь он родился уже слепым». Вследствие этого они не знали, как это объяснить себе. Спаситель отказался следовать за ними в бесплодную область такого праздного умозрения и вместе устранил по обычаю наклонность судить о грехах других. Не за свои грехи, не за грехи родителей, но для того чтобы на нем явились дела Божии. Слава Божия - не для того, чтобы калеку слепца исцелить, а для того, чтобы обнаружилось попечение Божие о людях, которое большею частью остается сокрытым от человеческих очей. Исцеление слепого, которое намерен был совершить Христос, Он и рассматривал как одно из обнаружений Божественного промышления о людях. То, что Христос намеревается совершить над слепым, есть только одно звено в цепи многих дел Его призвания. Таких дел нужно совершить много, а времени мало. Скоро настанет ночь, как истинный свет мира, Христос хочет изгнать ту тьму, в которой живет слепой. «Доколе Я в мире, Я свет есть миру». Сказал такие слова, Иисус плюнул на землю – пальцем сделал брение. Элементарно – сделал вязкую массу из пыли, подошел к слепому, и грязью помазал глаза его, велел: «пойти умыться в купальне Силоам». Иисус делает такое – а может быть, это насмешка? Представьте себе – грязью помазать лицо!.. Но сказал ему слова: «иди в купель и умойся». А если бы этот человек не уверовал в сказанные слова в его адрес, обиделся бы и не пошел. Если бы какое-то лекарство мне наложил, какую-то мазь. А что же Он сделал? Он из-под ног взял грязь и грязью намазал глаза.

Но слепорожденный не думал так. Он уже уверовал в слово Божие, хотя никогда не видел Этого Человека. Наверное, да и не слышал раньше Его голоса. Но уверовавши в Его слово, он пошел туда, куда его направил Учитель. Спаситель, Который иногда исцелял единым словом, предпочитал обращаться к медленным и более сложным способам сообщения Своей сверхъестественной силы. Способ Его действия повлек за собой важные последствия. В купели умылся, и глаза его стали видеть, пришел зрячим. Те, кто хорошо его знал, даже едва верили его собственному заявлению, что он именно тот слепой нищий, известный народу. Они терялись от изумления и по-нескольку раз заставляли его рассказывать историю своего исцеления. Между ними стал спор. В конечном итоге они взяли слепца и сказали: «пойдем к фарисеям, и ты засвидетельствуешь то чудо, что с тобой произошло». Эта история прибавила к их изумлению и новое основание для фарисейского негодования, потому что и это исцеление совершено было в субботу. Видя этого человека, который всегда был при храме и всегда нуждался в помощи (материальной) входящих в дом Божий, спрашивают у него: «скажи нам, как открылись у тебя глаза». Он сказал: «Человек, называемый Иисус, сделал брение от плюновения, помазал им глаза мои, и сказал мне: пойди в купальню Силоам, и умойся. И я сделал так, как Он сказал и стал видеть». Тогда фарисеи, невзирая на чудо, не признавая чудотворца, потому что, если бы нужно было признать чудо, тогда нужно было признать учение Его. Они еще больше озлобляются: «Не от Бога этот Человек, потому что Он субботу не хранит». Другие говорили: «да как же так? Как может человек грешный такие чудеса творить!». И начинается между ними спор. Тогда Иудей не поверили, что он был слеп и прозрел. «Мы позовем родителей этого слепца, и пусть родители скажут это ли их сын». Родители знали, что если они Его за Христа, то могут быть отлучены от церковного общения.

И когда спросили: «сын ли это ваш? О котором вы говорите, что родился слеп? И как он теперь видит?», они говорят: «мы знаем, что это наш сын, и что он родился слепым, а вот кто ему открыл очи, мы не знаем. Но он имеет возраст, он человек взрослый; спросите его; и пусть он сам вам скажет». Фарисеи вторично призвали его: «дай славу Богу, - (то есть, «дай клятву»), мы знаем, что Человек Тот грешник». Отвечает в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу. Снова спросили его: что сделал Он с тобой - скажи нам, как отверз твои очи? Исцеленный слепец, был мужественнее своих родителей. Его нельзя было запугать властью или сбить пустыми уверениями. Он чувствовал себя совершенно свободно в напускной атмосфере их мнимой святости, обличая, говорит: «я уже сказал вам, и вы не слушали, что еще хотите слышать или вы хотите сделаться Его учениками?» Фарисеи взорвались!.. Ненависть и гнев свой направили не только на Иисуса, но даже на этого исцеленного! Они сказали: «Что? Мы Моисеевы ученики, а ты Этого ученик. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог на горе Синай, Сего же не знаем, откуда Он». «Это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он. А я знаю, что я был слепцом, а теперь вижу. Мы знаем, что Бог грешников не слушает; а только тот, кто Бога чтит и исполняет волю Его, только того Бог может послушать. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному». И тогда фарисеи выгнали его вон из общины церковной, сказав: «В грехах ты родился весь и учишь нас». Выгнали его. Но Иисус не оставил без внимания Своего первого исповедника. Когда же Он встречает его и говорит: «Ты веруешь ли в Сына Божия?» И тогда слепец отвечает: «Господи, - в переводе означается: - Господин, скажи мне, а кто Он, чтобы мне уверовать в Него?» И Иисус говорит: «И видел Его ты, и Он говорит с тобою». И слепец, услышав голос, который его исцелил, сказал: «верую, Господи!» И поклонился Ему. Вероятно, вскоре после этого события Спаситель указал на то, какое различное действие производит Его учение - слепые делаются зрячими, а зрячие слепыми. Нужно разуметь те последствия, какие будет иметь для людей явление Христа с проповедью Евангелия: одни окажутся способными принять эту проповедь, другие - нет. В этом и скажется различие между людьми, которое дотоле было сокрыто.

 Аминь.

- Спаси, Господи.

10  В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал.

11  Пришел к своим, и свои Его не приняли.

(Евангелие от Иоанна, 1:10-11)

 

1  Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.

(Евангелие от Луки, 15:1)

 

23 И пришедшу Ему в церковь, приступиша к Нему учащу архиерее и старцы людстии, глаголюще: коею властию сия твориши; и кто Ти даде власть сию;

(Евангелие от Матфея, 21:23)

 

43 Сего ради глаголю вам, яко отымется от вас Царствие Божие и дастся языку творящему плоды его:

(Евангелие от Матфея, 21:43)

 

16 Отвеща (убо) им Иисус и рече: Мое учение несть Мое, но Пославшаго Мя:

(Евангелие от Иоанна, 7:16)

 

50  Впрочем Я не ищу Моей славы: есть Ищущий и Судящий.

51  Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

52  Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.

53  Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?

54  Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.

55  И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.

56  Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.

57  На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама?

58  Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.

59  Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

(Евангелие от Иоанна, 8:50-59)

 

1  И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2  Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3  Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

4  Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

5  Доколе Я в мире, Я свет миру.

6  Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,

7  и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

8  Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

9  Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

10  Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

11  Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

12  Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

13  Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

14  А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

15  Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

16  Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

17  Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

18  Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего

19  и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

20  Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,

21  а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.

22  Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

23  Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.

24  Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

25  Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

26  Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

27  Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

28  Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

29  Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

30  Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

31  Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

32  От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.

33  Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

34  Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

35  Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

36  Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

37  Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

38  Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

39  И сказал Иисус: на суд пришел Я в мир сей, чтобы невидящие видели, а видящие стали слепы.

40  Услышав это, некоторые из фарисеев, бывших с Ним, сказали Ему: неужели и мы слепы?

41  Иисус сказал им: если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас.

(Евангелие от Иоанна, Глава 9)

Проповедь после Причастия

Спаси, Господи. Ангела-Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств. Всех вас с воскресным днем. Напоминаю, что воскресенье это есть Малая Пасха. Потому как Христос в следующий день за субботой воскрес. И возвел в вечность, в селения райские, первого, уверовавшего во Христа как в Мессию, разбойника, который первым принес покаяние, будучи на кресте, сказал Ему: «вспомни обо мне, Господин, когда придешь в Царствие Твое!» Господь ему ответил: «в сей день будешь со Мною в раю».

42  И сказал Иисусу: помяни меня, Господи, когда приидешь в Царствие Твое!

43  И сказал ему Иисус: истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю.

(Евангелие от Луки, 23:42-43)

Из этого мы ясно понимаем, что Милосердный Бог, Создатель всяческих, ожидает покаяние каждого человека! Другое дело, впустим ли мы в свое сердце Бога, когда Господь к нам постучится... Сегодня мы слышали Евангелие, когда Господь исцелил слепорожденного. Сотворил над ним чудо. Но чудо совершилось тогда, когда слепец уверовал в чудодейственную силу Этого Человека. А где находилось исцеление у слепца? - В вере.

Под ногами. Мы просто его не замечаем. Мы не видим, что исцеление – всегда рядом. Христос взял грязь, помазал ему очи. А Он мог и не мазать… Он мог коснуться рукой и сказать: «прозри!», - вспомним, как Он, Христос, исцелил сына у вдовы... Ведь Он ничего не делал, - Он просто подошел, взял его за руку и сказал: «тебе говорю, встань!» - и он встал. А если прокаженных исцелил – то Он даже не касался их, сказал: «идите и покажитесь священнику». Человек поражён страшной и заразной болезнью, тела гнили и кости разрушались. Они по вере пошли к священнику, не успев дойти до места, получили исцеление. Так скажите мне, где эта целительная «мазь»? Она в нашем сердце! Эта врачующая «мазь» – в начинаниях наших дел. Сегодня читали Евангелие, где Господь исцелил слепца – помазал его очи грязью, - у его же ног взял пыль, плюнул под ноги, сделал брение, коснулся глаз. Слепорожденный омыл лицо водою и прозрел.

Не ищите исцеление далеко от себя. Оно всегда с нами. Нужно не забывать, что этому способствует наша вера! Именно такая вера, как сегодня предлагает нам церковь. Сегодня празднуется святой – Иоанн Русский. А почему он так вспоминается – «Русский»? Находится он в Греции. По милости Божией я служил в этом храме –  вечерню, а затем Божественную литургию – вместе с настоятелем этого храма. Может быть, Бог сподобит нас с вами поехать еще раз в это святое место. Иоанн Русский, имея твердую веру в Бога, мужественно перенес разного рода жестокости, унижения, и побои. Новый угодник Божий стал прославляться неисчислимыми благодатными чудесами, дарованными от Бога за его стойкость и до сего дня нетленное тело святого, лежит в храме города Эвбее, выстроенном в честь его имени. Иоанн родился в конце 17 века. В 1711 году, будучи простым солдатом в армии Петра I – царя и императора России, во время Прусского похода он попадает в плен. Сначала к татарам. Татары продают пленников туркам, - и он в качестве раба попадает во владения турецкого начальника. Пленных воинов - христиан турки старались обратить в мусульманство. Одних уговорами и соблазнами, других, более стойких, бичеванием и пытками. Иоанн говорил своему хозяину: «Я родился христианином, христианином и умру». Смелые слова и твердая вера исповедника, его бесстрашие и праведная жизнь смирили жестокое сердце хозяина, гнев он переменил на милость к своему пленному. С утра до позднего вечера угодник Божий служил своему хозяину. Такое искреннее добросердечие святого пришлось по душе хозяину и рабам. Хозяин стал настолько доверять праведному Иоанну, что стал отпускать по воскресным дням на богослужение в храм. Иногда он покидал свое тихое убежище, чтобы причаститься Святых Христовых Таинств. Господин предложил Иоанну жить в своем доме, так как очень полюбил его за его порядочность и благородство, за преданность к своему Богу, за его человечность и честность. Он управлял хозяйством своего господина и большой конюшней, в углу которой была его постель. В конце своей многотрудной и подвижнической жизни святой занемог. Когда хозяину сообщили, что раб Иоанн умер, он позвал священника и передал им тело святого. Тело погребли по христианскому обычаю, недалеко от храма, на христианском кладбище. После некоторого времени священник был чудесно извещен во сне о том, чтобы мощи подняли со спуда земли. Когда же могила была отрыта и открыли гроб, то оказалось, что мощи его нетленны.

Милостью Божией Господь сподобил нас с группой паломников из Краснодара и Ростова-на-Дону, посетить четыре страны – в том числе Грецию. Посетили храм в честь Иоанна Русского и отслужили Божественную литургию у раки с мощами святого. Руки, ноги открыты и видно, что они нетленные! Простой человек, не имея никакого звания, он пленный христианин… Но Господь за его веру наделил его благодатью. Иоанн Русский умер в 1730 году, - прошло больше 300 лет, а мощи нетленные. Каждые 20 лет открывают гробницу, чтобы посмотреть – если какая-то часть от тела отделяется, то тогда она передается в другой храм.  То покрывало, которым накрыто тело, режется на кусочки и раздается православным, и они несут части материи в свои дома. А тело в гробнице покрывают новой материей до следующего двадцатилетия. В нашем храме есть частица материи Иоанна Русского. Ангела вам Хранителя и Божия благословения.

- Спаси, Господи.